ПОЧЕМУ В КИТАЕ МНОГО МАШИН И МОПЕДОВ, НО МАЛО АВАРИЙ
Дороги Китая — настоящее чудо. По сравнению с ними лучшие автобаны Европы кажутся чуть ли не сельскими гравийками. Широкие автомагистрали (три-четыре полосы в каждом направлении) опоясывают всю страну. Ровные, без рытвин, ухабов, колейности и даже намека на ямочный ремонт. Изобилие указателей, дублированных на английском, не дадут потеряться иностранцу, «вооруженному» хотя бы бумажной картой.
Ларчик открывается просто. Государство в добровольно-принудительном порядке раздает коммерческим структурам подряды на строительство и содержание трасс, не тратя из бюджета ни копеечки. Но! Дорога на двадцать лет (с последующей пролонгацией договора) переходит в собственность построившей ее компании. В итоге практически все междугородние трассы КНР — платные. За каждый километр пробега по ним автовладельцу приходится выкладывать один юань (5,5 рублей) или чуть меньше. Правда, нельзя не учитывать фактор жесткого партийного контроля за местными бизнесменами. Если говорить о российских реалиях, то роль надзорной инстанции с успехом выполнит альтернативная бесплатная дорога, которой автовладелец воспользуется, если качество платной магистрали его не устроит. При таком раскладе собственник шоссе вряд ли будет воровать сам у себя и экономить на содержании. Короче говоря, замечательный пример для подражания.
Еще лет двадцать назад при словах «китайские дороги» обычному россиянину, знакомому с жизнью в Поднебесной по телевизионной картинке, представлялся длинный поток велосипедов, управляемых маленькими людьми в шляпах. Ныне подобное не часто встретишь даже в соседнем Вьетнаме. А современный Китай – это страна миллионов автомобилей, которых здесь, если считать в абсолютных цифрах, больше, чем в России, и мировой лидер по количеству дорожно-транспортных происшествий. При этом, несмотря на ставшую уже легендарной недисциплинированность местных водителей, жертв ДТП здесь сравнительно немного.
Когда я купила себе мопед, выезжать на дорогу мне было, честно скажу, страшно. Не только потому, что я и на велосипеде-то не умею ездить – а тут китайский мопед, крупная машина в 120 кг, этакий «харлей» в слегка уменьшенном виде. Страшно мне было, потому что как пассажир автобуса и пешеход хорошо знаю некоторые особенности китайского дорожного движения. Знаю, например, что дорогу здесь каждый переходит, где угодно. На светофоре красный свет горит? Ну и что, что горит? А если удобнее идти на красный, а не на зеленый? При этом не только пешеходы сплошь и рядом не соблюдают элементарных правил дорожного движения, но и водители. Пересечение двух сплошных линий здесь в порядке вещей – так, детская игра, чисто попрактиковаться в вождении.
И все же, несмотря на хаотичность движения и полное игнорирование всех правил, за пять лет жизни в Китае можно на пальцах одной руки пересчитать все виденные мною здесь серьезные аварии. В том, что быть водителем в Шанхае не так страшно, как кажется со стороны, я очень скоро убедилась на собственном опыте. Нет, мелких аварий в моей недолгой водительской практике было предостаточно. И в меня врезались на других мотиках и велосипедах, и я кого-то цепляла. Но все это было настолько мягко, настолько на грани, что никогда не доходило до серьезных инцидентов.
В чем же секрет? Быть может, в том, что китайские водители соблюдают скоростные режимы? Ездить лихо можно только на автострадах да на развязках А возможно, спасает хорошо продуманная система дорожного трафика, которая, в отличие от России, не портит нервы людям за рулем. Пробок по московским меркам у нас, в Шанхае, нет. Спасают четырехъярусные развязки – по крайней мере, в моем городе они именно такие, четырехъярусные. Иногда едешь в машине или на автобусе, а под тобой двадцать, а то и тридцать метров. Захватывающее зрелище. Особенно в часы пик, когда по дорогам едет сплошной поток автомобилей.
А их в Шанхае много, несмотря на трудности, стоящие перед желающим стать владельцем личного авто. В моем родном и любимом Шанхае очень сложно приобрести машину. Дорогой оказывается не сама машина. Дорого стоят… номера. Они должны быть обязательно городскими и продаются на специальных аукционах. За шанхайские номера придется выложить больше 12 тыс. долларов. А еще ведь нужна обязательная страховка, нужна парковка, за которую в некоторых частях города платят 10 евро в день. Конечно, можно попытаться сэкономить и получить номера в какой-нибудь провинции. Но с ними на развязки города можно заезжать только в выходные. Нарушителям грозит серьезный штраф.
Одним словом, быть водителем машины в Китае хлопотно и дорого. Но несмотря ни на что, шанхайцы, и не только они, изо всех сил стремятся стать автовладельцами. Своя машина – лучше иномарка – это престижно. Те же, кто не может себе позволить бешеные траты на транспорт, но хочет передвигаться на колесах, как и я, покупают мопед. Ведь для его покупки не нужны ни аукционные номера, ни даже права. Да и стоит он, если говорить о самом дорогом варианте, примерно 700 долларов. Можно, впрочем, купить и за 400. На таком маленьком, юрком «железном коне» неудобно ездить вдвоем, хотя европейцы как-то умудряются.
Дина Рабатова, Шанхай
|