Юрий АРАБОВ, сценарист: ВЛАСТЬ, ПОСТРОЕННАЯ НА НАСИЛИИ, ОБРЕЧЕНА
Фильм Андрея Прошкина «Орда» уже признают главным претендентом на «Золотого Георгия» 34-го Московского кинофестиваля. Пресс-конференция, посвященная картине, прошла на повышенных тонах: ленту называли и «богомерзкой», и «антирусской». Как оказалось, сценарист фильма Юрий Арабов к такому приему был готов.
— Как Русская православная церковь отнеслась к картине? Их не смутил ваш неканонический подход к теме? Все-таки у вас святитель Алексий — это не победитель, который приезжает в Орду на коне и с ходу исцеляет ханшу Тайдуллу.
— Это надо спрашивать у Патриархии. Когда патриарх смотрел, он как раз на это и обратил внимание. Мне так сказали. Но, к чести сказать, это не стало заслоном для фильма. Сейчас Патриархия для интеллигенции — эдакое вместилище зла, дополнение к известным социальным институтам. Это не совсем так.
Конечно, ситуация сложная: государство подарило Церкви за последнее десятилетие очень много собственности. Все эти возрожденные монастыри — это же начиналось с государства, и только потом Церковь на свои деньги возрождала. И, конечно, Церковь пытается сейчас позитивно воздействовать на социальные процессы, которые идут не всегда удачно. Может быть, взаимоотношения с государством у Церкви сейчас слишком тесные. Тем не менее — даже если говорить о таких злободневных вещах, как ситуация с Pussy Riot, все понимают, что душегубством нельзя отвечать на хулиганство. Терпимое и благосклонное отношение Патриархии к нашей картине говорит о том, что зло не нужно искать там. Все достаточно сложно, и мы никогда не угадаем, откуда придет добро и откуда — зло.
— В картине существуют два мира — мир Алексия и мир Орды.
— Мы делали Орду как языческий мир, и этот языческий мир в каждом из нас занимает огромное место. Мы делали столкновение этого мира с конфессиональным христианством в восточной своей версии. А что в результате? Уничтожения друг друга не происходит. В одной и той же структуре, в одном и том же народе, даже в одной и той же личности сосуществуют все эти планы. В результате внутри нас возникает очень противоречивая конгломерация. В каждом из нас существуют огромные пласты языческой культуры, культуры многобожия, античной культуры — наверное, высшей точки развития языческой культуры. И все мы вот такие.
— В финале картины, где рассказывается о том, что Русь поглотила Орду, я прочел послание.
— Власть — это азиатчина. Не в географическом смысле, а в смысле методов. И подобные методы борьбы имеют тенденции к самоуничтожению. Не знаю, может быть это завиральная идея, но добро что-то производит, что-то дает людям. Зло — ничего. И мы говорили о том, что власть, построенная на этих принципах борьбы, насилия, взяточничества, обречена. Но у нас картина сказочно-мифологическая, здесь Алексий путем своей жертвы смог разрешить конфликт и сам уцелел. В жизни чаще всего бывает наоборот: человек, который приносит жертву, погибает.
— Вы не опасаетесь, что когда вы говорите об азиатчине, вас могут понять превратно?
— Да, это самая большая опасность для картины, таящаяся в самом материале. Я об этом знаю и опасаюсь трактовки в духе: пришли таджики и нагадили в нашем православном храме. Но что делать? Мне предложили такой материал. Если мы делаем гумилевскую трактовку о том, что ордынцы были замечательными, то это совсем не сходится с историческими источниками. У Гумилева есть блистательная и наверняка истинная теория этногенеза, а вот его пассажи о том, что ордынцы не трогали и оберегали православие, не сходятся с летописями. Мы пошли по экстремальному пути художественности. Ее, к сожалению, можно трактовать утилитарно — но как будет, так будет. Мы об этом думали, но избежать этого не смогли. Потому что, избегая, мы сразу лишились бы конфликта.
Мы вообще в фильме слово «татары» не упоминаем, потому что в Орде действительно был монгольский костяк. И хотя последние ханы Орды принимали ислам, большинство князей оставались язычниками. Мы делали столкновение двух менталитетов — языческого и христианского — и их взаимопроникновение. В результате получается нечто третье — то, что мы сегодня видим.
— Что же мы видим?
— Мы видим власть с азиатскими методами и абсолютно европейской внешностью. Они любят Америку, говорят по-английски, играют в теннис, их дети учатся в Оксфорде и Кембридже. Но говорят: мы евразийцы. Ну вот вам пример взаимопроникновения. И что в итоге? Потрясающий коктейль и компот, в котором никто никак не разберется. Но, может быть, это вообще то, к чему мир пришел, может быть, мультикультурализм начинается именно отсюда.
Андрей Щиголев
|