БАНКОВСКИЕ МОШЕННИКИ
Социологи свидетельствуют: больше половины россиян не чувствуют себя защищенными на рынке финансовых услуг. И это не удивительно. Мы не знаем своих прав, понятия не имеем о банковской структуре, и у нас даже в зачаточном состоянии не существует института семейных адвокатов. Ну куда обращаться рядовому гражданину, если банки берут с него лишнюю комиссию, обманывают с процентными ставками по кредиту или просто не переводят вовремя деньги? К администрации банка?
"Рецепт счастья"
Cогласно недавно опубликованным исследованиям Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), подавляющее большинство опрошенных россиян (91 процент) признались, что не знают, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг. Оставшиеся 9 процентов знают, как "дать сдачи" банкирам, но, как правило, это продвинутая молодежь в возрасте от 24 до 34 лет. И столица здесь не исключение. Всего 20 процентов москвичей знают, куда им идти, если их права нарушены.
Столкнувшись с множеством жалоб читателей по поводу проблем с теми или иными банками, мы решили выяснить "рецепт счастья" раз и навсегда. В конце концов XXI век на дворе, пора знать, как "разруливать" ситуации с финансистами.
Ситуации бывают самые разные. Наша читательница Ирина Владимировна отправилась в "Сбербанк", чтобы заплатить за телефон. Но оператор направила деньги не на тот телефонный узел, из-за чего Ирине предложили заплатить по новой - дескать, заявление о возврате денег рассматривается в течение месяца, а телефон за неуплату отключают через десять дней. Так что либо плати, либо сиди вне зоны доступа. В результате деньги ей вернули... спустя несколько месяцев.
Чтобы узнать, как же должна была действовать наша Ирина, дабы добиться незамедлительного возврата денег и наказания оператора, мы обратились в Центробанк - в пресс-службу - с целым списком вопросов, но ответ был вполне предсказуем:
- Вы знаете, рассмотреть все ваши вопросы за несколько дней мы не сможем. Нужно же будет изучить заявку, направить ее в соответствующие структуры, там ее тоже должны рассмотреть... В лучшем случае, на следующей неделе мы сможем сообщить, через какое время вам ответят, - безо всякого сожаления заявил мне пресс-секретарь.
Чем дольше мурыжишь клиента, тем круче
Удивляться тут есть чему - как ни крути, а у специалистов главного банка страны такие ответы должны, что называется, от зубов отскакивать, на то они и специалисты. А уж пресс-служба - это вообще, по логике, структура сверхбыстрая, призванная оперативно налаживать контакты. Но Центробанк, похоже, руководствуется совершенно другой, чиновной, логикой, по которой чем дольше мурыжишь клиента, тем круче.
Ну что же, нельзя узнать из официальных источников - обратимся в другие.
Глава ОЗПП "Общественный контроль" Михаил Аншаков охотно рассказал о практике выяснения отношений с банками:
- Жалоб у нас на банки достаточно много. Наиболее часто с людей незаконно берут комиссии и дополнительные платы за переводы денег или обслуживание кредитных карточек. Нередко банки навязывают и услуги. Скажем, подписал человек договор, а там мелким шрифтом где-нибудь в конце помимо нужных ему услуг заставляют получать и ненужные - вроде банковских уведомлений и многого другого. Единственный способ бороться - претензия банку, а не помогла - обращение в суд, причем с банка можно взыскать и расходы на адвокатов.
Как рассказал Михаил Геннадьевич, во многих странах порядок в банковской сфере помогают навести семейные адвокаты: в большинстве семей даже кредит на серьезную сумму не будут брать, пока адвокат заемщика не изучит весь договор с банком вдоль и поперек. Причем в нашей стране, особенно в крупных городах, такой практике ничто не мешает существовать, ведь за поход с адвокатом в банк придется заплатить 500 - 1000 рублей. Но, по словам Аншакова, "люди у нас готовы платить, только если уже произошло что-то непоправимое". Глава "Общественного контроля" охотно перечислил банки, о которых ему чаще всего приходится слышать от обратившихся за защитой потребителей:
- Безусловно, лидирует "Сбербанк". Люди жалуются по самым разным причинам - например, на дикие очереди. Или на то, что их заставляли платить неоправданные, по их мнению, комиссионные (скажем, за перевод средств из филиала банка в одном городе в филиал в другом). Еще часто жалуются на "Русский стандарт" и "Альфа-банк". Первый себя проявил еще несколько лет назад, начав рассылать кредитные карты по почте без заключения договоров с клиентами.
Никита Митрохин
|