ЖИТЬ СТАЛО ОЩУТИМО ДОРОЖЕ
С 1 июля (пик отпусков, да еще и воскресенье) широким фронтом выросли тарифы, акцизы, штрафы. Обычно это происходило 1 января, в декаду праздничного загула, но в этот раз власти рассудили, что, протрезвев и получив на руки платежки, избиратели придут на участки 4 марта не в том настроении. Сами себя обманули. Зимой настроение у избирателей и без того было сильно испорчено. На фоне чуровских 146 процентов рост тарифов на 7 процентов мало кто бы заметил. Осенью же, с началом нового политического сезона, подорожание чего-либо хоть на полпроцента оппозиция станет увязывать с чуровскими 146 процентами, а избиратели будут склонны такую логику принять.
Фискальные мотивы
На этом о политике — все. Посмотрим, что и как выросло, тем более что речь идет об очень разных категориях, цены на которые меняются в рамках индивидуальной логики.
Первая категория — естественный рост тарифов естественных монополий, который мы наблюдаем каждый год, только в этот раз с лагом в шесть месяцев. Для потребителей электричество вырастет в цене на 6 процентов, и это коррелирует с прогнозируемым уровнем инфляции. А вот тепло подорожает на 12 процентов (в два присеста, с 1 июля и с 1 сентября). Главная причина, очевидно, в том, что еще более значительно — на 15 процентов — вырастут цены на газ, а газ, как известно, питает существенную часть котельных и ТЭЦ.
Но не спешите ругать алчный «Газпром». Львиную долю сверхприбыли, изъятой из наших карманов, заберет себе государство. Корпорация на глазах превращается из «национального достояния» в дойную корову — бюджет остро нуждается в деньгах, а у «Газпрома» они есть. В случае с летним ростом тарифов, однако, речь по существу идет о косвенном налоге на потребителей.
Аналогичным образом обстоят дела и с увеличением акцизов на алкоголь и табак. С 1 июля с каждой проданной в стране тысячи сигарет бюджет получит уже 510 рублей, а не 460, как раньше. Значит, пачка в рознице подорожает процентов на 10—15. Увеличивается акциз на крепкий алкоголь — сразу на 20 процентов, а также минимальные розничные цены. Поллитра легальной водки нельзя будет приобрести менее чем за 125 рублей, коньяка — за 219 рублей.
Тут одно успокаивает: хотя мотивы правительства чисто фискальные, подорожание «излишеств нехороших» способно хоть немного ограничить их потребление. Дорогие сигареты и дорогой алкоголь — норма в большинстве развитых стран. Асоциальные же категории граждан, страдающие алкогольной зависимостью, как пили широкий спектр ядовитых веществ: от паленой водки до самогона и стеклоочистителей — так и будут это делать. Правительство не намерено предпринимать для борьбы с этим злом специальных усилий, видимо, опираясь на концепцию социального дарвинизма.
У правительства плохо с деньгами
Отдельное испытание ждет автомобилистов. Рост штрафов за некоторые нарушения Правил дорожного движения абсолютно драконовский, сравнимый разве что с увеличением наказания за нелояльную политическую активность. Важно отметить, что в этом случае правительство намерено не только собрать с граждан побольше денег, но и частично решить через механизм штрафов транспортные проблемы мегаполисов.
Что вырастет больше всего? Штраф за движение по полосе выделенного для общественного транспорта движения (с нынешних 300 рублей до полутора тысяч по стране и до трех тысяч — в столицах), а также за нарушение правил остановки и стоянки на тротуарах и пешеходных переходах (в тех же пределах).
С одной стороны, такие новации выглядят не вполне оправданными, учитывая, что качественной альтернативы автомобилистам, решившим плюнуть на все и пересесть на общественный транспорт, не предоставляется. С другой стороны, невозможно говорить о развитии общественного транспорта при нынешнем уровне трафика, особенно в Москве.
Да, в столице на одно легальное парковочное место приходится четыре автомобиля, и нарушение правил парковки при таком раскладе неизбежно. И в исторической перспективе это соотношение не только не выровняется, но и не сократится до разумных пределов.
Понятно, что за последние десять—пятнадцать лет автомобиль в России перестал быть роскошью. Однако пропускная способность нашей дорожной сети такова, что при нынешнем уровне автомобилизации роскошью становится сам факт передвижения по улицам мегаполисов. Автомобилисты платят налог на эту роскошь и сейчас — часами бездарно потраченного на пробки времени. И надо сказать, что предлагаемая правительством альтернатива: платить деньгами либо ограничивать поездки на личном авто — жесткая, но логически верная.
Сюда же можно отнести и обещания московских властей навести порядок с уплатой налога на доходы гражданами, которые сдают квартиры. В столице сложился целый класс рантье, которые не делятся доходами с государством, в отличие от тех, кто работает по найму. Это, прямо скажем, нечестно. Тем более что рантье имеют возможность переложить налоговые расходы на потребителей своих услуг, которые, в свою очередь, вынуждены платить с каждым годом все больше ровно потому, что Москва — и правда не резиновая.
В общем, волна повышения тарифов отражает две важные тенденции.
Первое. У правительства плохо с деньгами, и оно изыскивает резервы там, где может, но главным неисчерпаемым ресурсом был и остается народ.
Второе. Россия — страна с экономикой издержек, которые покрываются одним проверенным способом: через рост цен, не связанный с качеством товаров и услуг.
Алексей Полухин
|