Леонид КАЮРОВ, протодиакон: ЕСЛИ БЫ Я ЕЩЕ ПОМЕДЛИЛ, ТО МОГ БЫ И НЕ РЕШИТЬСЯ ПРИЙТИ В ЦЕРКОВЬ
Известный в 1970-1980-х годах актер театра и кино Леонид Каюров сыграл в популярных в те времена фильмах «Несовершеннолетние» (лидер проката 1977 года) и «Последний шанс». Те роли выбивались далеко за рамки образов «трудных подростков», чувствовалось, что на экране – личность. И во взгляде видна была способность на решительный поступок. И такой поступок он совершил в жизни… стал священнослужителем.
Перелопатил «Смысл истории»
- Леонид Юрьевич, можете ли вы рассказать, что же случилось с вами в эти годы? Ведь вы пришли в Церковь даже не в 1990-е, как многие из нас, а раньше. Но как это произошло?
- Довольно трудно объяснить. Многие люди пришли в церковь через поиск смысла жизни. Все то, что нам преподавали, чему мы учились… Я начал понимать: за этим что-то еще должно быть. Конечно, большое влияние оказали на меня книги, которые я прочитал, люди, с которыми встретился.
- А какие именно книги на вас повлияли наибольшим образом?
- Как-то, году в 1981-1982-м, когда я уже работал во МХАТе, Саша Феклистов – известный сейчас артист, а тогда начинающий, дал мне ксерокопированную копию книги Н.А. Бердяева «Смысл истории». По тем временам с его стороны это тоже была смелость. Кажется, через него я и Солженицына читал «Архипелаг ГУЛАГ», на несколько дней давали. И вот этот «Смысл истории» я просто перелопатил, выписывал вдумчиво отрывки оттуда. Эта книга все мои мысли буквально расколола, перевернула. Потому что там дается религиозное осмысление всемирной истории.
Ну потом пошли и другие ксерокопии. Это, конечно, «Великое в малом» Сергея Нилуса. Узнали о Серафиме Саровском… Кстати говоря, мне человек, который давал ту ксерокопию, предупреждал: «Учти, Нилуса опаснее читать, чем Солженицына». За него, видимо, еще большее предусматривалось наказание. Так что, когда в годы перестройки публиковались запретные прежде книги, для меня это уже не было таким откровением, неожиданностью. Уже многое было прочитано.
- И вы стали заходить в церковь? Познакомились со священниками?
- Заходил-то и раньше. Помню, еще когда учился во ВГИКе, недалеко от института, от станции метро «ВДНХ», открыл для себя действующую церковь Тихвинской иконы Божией матери, заходил туда, но буквально на несколько минут, ведь что там делать - не знаешь, молиться не умеешь. Постоишь и уйдешь... Но вот так как-то исподволь, постепенно, незаметно благодать призывала. Призывала... Ну и, конечно, одно дело книги, другое - живые люди и живой опыт.
Штраф за крещение
Через одного человека, который позже стал священником, а тогда интересовался театром, я познакомился с ныне покойным уже отцом Валерием Суслиным. Он был заштатный священник, пел на клиросе в храме Петра и Павла на Солдатской. Отец Валерий был очень активный, проповедовал, вступал в борьбу с сектантами. Когда был священником в Калуге, он там полгорода крестил, ходил – в те времена, представляете, конец 70-х - в рясе, в сапогах по городу. Но недолго, конечно, он прослужил, его уволили за штат...
Очень был яркий человек, необычный, как сейчас скажут, харизматичный. Что интересно, я недавно прочитал «Лоскутки» протоиерея Всеволода Чаплина» и узнал, что этот же батюшка, который меня крестил, крестил и его тоже. Крестили меня не в церкви, а на дому. Отец Валерий ведь уже не служил, и это для него тоже было опасно. И штраф полагался 50 рублей, тогда это серьезные деньги были.
- И непростой, наверно, вопрос. А как воспринял отец такое ваше перевоплощение? Юрий Иванович Каюров, популярный актер Малого театра, известный исполнитель роли Ленина?
- Он тяжело это воспринял. Даже когда были разговоры о моем крещении. Он был посвящен в это. На его глазах происходило мое воцерковление. Мы с женой в тот момент жили с родителями. Отец очень болезненно все воспринимал. Он даже моей жене говорил: «Ира, ты должна все сделать, чтобы Леня не крестился»
- И что, она вас уговаривала?
- Нет, она ведь раньше меня ушла в церковь. У нее был прекрасный голос, она пела в хоре, но отец об этом не знал.
Особые искушения
- А когда к вам пришло стремление самому стать священником?
- Первую попытку поступить в семинарию предпринял я еще в 1985 году, ездил в Сергиев Посад, тогда еще Загорск, но понял, что поступить невозможно, еще время не пришло. Лишь в 1989-м разрешили принимать людей с высшим образованием, москвичей. И у нас в классе практически 90 процентов были люди с высшим образованием - и гуманитарии, и технари, и врачи. Из актерской среды, правда, я был один.
- Четыре года вы учились в семинарии?
- Нет. Меня сразу приняли во второй класс, потом в четвертый, минуя третий. Это все было очно, а потом с середины четвертого я уже принял сан, служил в Москве, приезжал на лекции.
В годы учебы пел в братском хоре в Лавре, которым руководил отец Матфей Мормыль. Вот это, конечно, школа была. Школа познания изнутри церковной жизни, школа общения с выдающимися людьми. Это был гениальный регент. И любое слово отца Матфея - это была жемчужина просто. Надо было записывать, сейчас жалею.
- Что же в нем особенно поражало?
- Мощь, знаете, сила. Корневая такая связь с Богом. Пойте, говорил он нам, по адресу. Имея в виду Бога. Не просто куда-то там в пространство.
- Кто еще из священников повлиял на ваше решение посвятить себя церковному служению?
- Это, конечно, архимандрит Кирилл (Павлов), братский духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви.
- Вы с ним много общались?
- Немного, но тех посещений было достаточно. Еще когда был артистом, я приехал в Лавру, и он меня исповедовал в алтаре. Удивительно. Я могу даже сказать, что тогда, в те годы, как-то острее чувствовалось благодать…
- А в актерской профессии вы почувствовали, что себя исчерпали или просто пересилило то, о чем вы сказали?
- Знаете, если бы я еще помедлил, затянул, то, наверно, мог бы и не решиться... Однако какая-то особая атмосфера была тогда в обществе. 1989 год, лето, уже все чувствовали: что-то идет куда-то, что-то коренным образом меняется...
Что касается профессии: да, я снимался каждый год, были работы и в театре, Но, несмотря на некоторые успехи, росло ощущение, что это не мое.
- А в кино во второй половине 1980-х вам главных ролей не предлагали…
- Но вот перед поступлением в семинарию посыпались заманчивые предложения. Многосерийный фильм, съемки в Марокко. Надо было сыграть католического кардинала. Снимает иностранный режиссер, ученик Висконти. Даже ездил я к нему в гостиницу «Украина». Видимо, ему там какое-то досье на меня собрали, и он утверждает меня на роль, что самое интересное, без всяких проб. Говорит, будем жить там на вилле, если не ошибаюсь, короля Марокко. Представляете себе, в те-то аскетические времена.
Потом в это же время от Николая Бурляева тоже появились предложения. Там, правда, надо было пройти пробы. Но тоже вырисовывалась интересная перспектива. Он снимал фильм по роману Василия Белова «Все впереди», планировались съемки в Париже.
Эти предложения, я так понимаю, были особыми искушениями, испытаниями перед выбором пути.
Беседу вел Алексей Тимофеев
|