ЛУЧШИЙ ТАРАС БУЛЬБА УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ
В Киеве на 71-м году жизни скончался народный артист СССР и Украины Богдан Ступка. Бывает, не только радость, но и беда, горечь потери объединяет братские народы, недоброй волей политиков оказавшиеся разобщенными. Так произошло и на этот раз: по выдающемуся актеру глубоко скорбят и на Украине, и в России. Можно ли разделить, например, творчество Гоголя на русскую и украинскую части? Нет, или придется резать с кровью, по живому. Вот так и с Богданом Ступкой. Недаром, по всеобщему признанию, он стал самым лучшим Тарасом Бульбой, наиболее глубоко и точно воплотив эпический гоголевский образ.
Кинороли Богдана Ступки были многочисленными, в постсоветские времена он продолжал оставаться востребованным актером. Большинство его киноролей стали популярными. Однако сам он считал себя прежде всего театральным актером.
Богдан Ступка родился 27 августа, этот день – и день рождения его матушки. У них была необыкновенная связь. Каждый год, отметив свой день рождения в Киеве, он, отменяя все дела, 28 августа мчался уже во Львов поздравить маму. Вместе они отмечали не только семейное торжество, но и большой праздник – Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.
Страшный диагноз
Свой последний юбилей прошлым летом Богдан Сильвестрович отметил весело и шумно, устроив джазовый концерт на сцене Театра им. Ивана Франко, которым руководил. Хотя самому было не до веселья. Больное сердце. А в январе актеру был поставлен диагноз онкология. Рак костей разрушал жизнь народного артиста. Ступка проходил курс лечения в Германии. Тщетно. Годом ранее там же, в Германии, артисту сделали операцию на сердце. Об онкологии тогда еще не говорили. Оплатить дорогостоящее лечение за границей помог кабинет министров Украины. Кстати, Ступку очень любили и уважали власти. В декабре кабмин подарил ему дом. Вернее, передали в пожизненное пользование один из домов, находящихся на территории дома отдыха «Конча-Заспа», в котором постоянно отдыхал Богдан Сильвестрович.
Последние четыре месяца Ступка находился на лечении в киевской больнице «Феофания». Не так давно его отправили домой. Но дома случился приступ. Его перевезли обратно в больницу, где 22 июля артист впал в кому, а затем скончался.
В него были все влюблены
Мы познакомились с Богданом Сильвестровичем на съемках фильма «Иванов». Все девушки в съемочной группе были влюблены в Ступку. А он, зная это, хохмил, травил байки и анекдоты. Вальяжный и напудренный, во фраке, Богдан Сильвестрович плавно подплыл ко мне и тут же спросил:
– Как вас зовут?
– Зоя.
– Хм, Зоя. Знаю Зою Космодемьянскую, еще на бандитских малинах Зойки были. И всё. А я – Бодя. Так меня зовут домашние.
– Заметно, как на площадке на вас влюбленным взглядом посматривают девушки из массовки, а вы с ними кокетничаете. У вас всегда такой позитивный настрой?
– А зачем я буду показывать свое плохое настроение окружающим? Это никого не интересует. А девушки... Зачастую я им менее интересен, нежели моя слава. На мой взгляд, мужчина должен быть загадкой, только тогда он будет интересен. А когда ты все о себе рассказал, то становишься неинтересным.
– Вы много снимаетесь. Когда у вас остается время на руководство театром?
– Остается. Утром прилетел на съемки из Киева в Москву. А еще вчера руководил театром.
– Послушные у вас подчиненные?
– Не-а. Это же актеры. Они ж дети.
– А сколько у вас детей?
– 156 – с хором, балетом и оркестром. Плюс 300 человек обслуживающего персонала. Ну вместе 456 человек. Такой вот заводик небольшой.
– Когда же вы отдыхаете?
– Когда-то отдыхал. Вот, помню, как-то давно мы с женой и маленьким Остапчиком поехали в отпуск в Алушту. Пошли на базар и нас там обокрали, вытащили все деньги. Нас никто не брал на постой. Говорили: «Да у вас маленький мальчик, он будет писаться. Не возьмем». Пришлось ночевать на троллейбусной остановке. Благо тепло было. Потом нас кто-то подобрал. Поселили в общежитие. Ужас какой-то, народу тьма. Питались в столовой, в которой студентки из Тирасполя, узнав меня по фильму «Белая птица с черной отметиной», кормили нас. Клали побольше и без очереди. Денег не было. Надо было попросить у кого-то. Мама с папой не могли нас профинансировать. И тогда я вспомнил про Михаила Ульянова. Почему-то мне показалось, что он не откажет. Хоть я и не был ему другом, Михаил Александрович тут же выслал нам денег. А после возвращения я ему вернул их.
«Люблю свои дни рождения»
Еще у Чехова я прочитал интересную мысль и надолго усвоил ее. Главное, чтобы меня не посетила гордыня. Главное, не разменяться в этой жизни. Тебе просто дали эту возможность заниматься любимым делом, и ты не должен растерять ее.
– Вы же еще занимали пост министра культуры Украины.
– Давно это уже было. А сейчас больше и не зовут. У нас сейчас новое правительство и культурой руководит более молодой.
– Вы какие-нибудь блага цивилизации поимели от своей руководящей должности?
– Когда я работал министром, очень любил свои дни рождения. Подарки в этот день мне несли с утра до вечера. Очень люблю я это дело.
– А вы каким руководителем были?
– Я не успел ничего сделать, потому что министром был только 17 месяцев в 2000-м и 2001 году. А потом произошла смена правительства. Пришел новый кабинет, набрали новых людей.
– Вы уверенно сидите в седле?
– Уверенно. Ну, правда, однажды во время съемок фильма меня выбросило с лошади, после этого долго боялся их. Ну, а на «Тарасе Бульбе» пришлось заново садиться в седло. Чтобы в очередной раз не свалиться, я проводил «антистрессовую терапию». Брал яблочко, морковку и подкармливал лошадь. Выбрал в работе с животным свою тактику. Как только дубль удавался, лошади доставалась дополнительная порция морковки. Но даже сейчас я не езжу галопом, только рысью.
Зоя Игумнова
|