АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДУШИ
Наталью Григорьевну Крушинскую в Дивеево, кажется, знают все. С ней здороваются от мала до велика: дошколята, их родители и, чуть исподлобья, выросшие угловатые подростки. И это неудивительно: за двадцать лет она успела поработать почти во всех школах Дивеева – в монастырских и в обычных, светских. Учитель музыки по образованию, она внезапно переквалифицировалась и возродила одну из ремесленных традиций – изготовление глиняных игрушек. Теперь в Дивеевском доме культуры находится основанная ею художественная мастерская «Параскева».
В 2009 году коллектив мастерской продолжил работу по проектам, развивающим новые виды и способы социально-коммуникационной работы с людьми с ограниченными возможностями.
Мастерская — социальный партнер некоммерческой организации инвалидов г. Зеленограда «Алые паруса» в проекте по реабилитации детей-инвалидов. В 2008 году Наталье Григорьевне Крушинской была присуждена премия губернатора Нижегородской области «Душа России» в номинации «Народный мастер».
Ремесло по самоучителю
О своей работе Наталья Григорьевна говорит, чуть стесняясь. «Я очень благодарна Богу за счастье жить и творить на дивеевской земле. А в любимой профессии для меня прежде всего необходимо просто любить ребенка.
Лепить я стала, будучи художественным руководителем Череватовского дома культуры. Перед этим я освоила ткачество поясов, старинное русское ремесло, которое не прижилось в деревне. Выбирала ремесло долго: здесь народ бедный, но практичный: на то, что не пригодится в быту, тратить свое время не будут. Изучила историю Дивеевского края, узнала, что здесь была такая артель, которая изготавливала глиняные изделия, гончарила, делала даже чернильницы.
Просуществовала артель, правда, недолго. Копаясь в истории края, стала понемногу выяснять, как был организован процесс, но, как увидела и взяла в руки впервые кусок дивеевской глины, поняла, что это любовь на всю жизнь… Это по-настоящему завораживает, ведь процесс творчества — как дар, опыт счастья, когда из глины рождается новая жизнь. Даже, если тебе не улыбнулся никто за целый день, ты слепил игрушку, просто смотришь на нее, и тебе хорошо на душе.
Как только появилась возможность, я купила маленькую печь. И сейчас моиученики лепят настоящие глиняные шедевры, от которых идет такое тепло и свет, что приходится делать усилие над собой, чтобы оторвать взгляд. Первым делом поразилась, когда увидела первые свои игрушки после обжига, они блестели на солнце как золото. Недаром батюшка Серафим говорил, что дивеевская землица будет дороже золота.
Для ребенка, даже если он не вырастет мастером, очень важно овладеть ремесленными навыками, чтобы развить моторику. Это настоящее расширение культурного пространства, как арт-терапия. Это очень важно, особенно, если ребенок болен: у него больше внутренних переживаний, какие-то комплексы. И тут творчество – это друг, который отвлекает от болезни, и наставник, который развивает, приносит радость.
Дети под Алыми парусами
Пять лет назад раздался звонок: «Наталья Григорьевна? Вас беспокоит Сергей Николаевич Михайлов, директор общественной организации инвалидов «Алые паруса». Оказалось, что руководители организации проводят реабилитационные занятия для детей-инвалидов и узнали, что я провожу мастер-классы по ремеслу.
Меня пригласили в Москву, на выставку «Золотые руки мастеров». Я согласилась, думая, что мастерской это будет полезно во всех отношений. На выставке Сергея Николаевича был аншлаг, была уйма заказов, просто шквал интереса. Так я начала работать с детьми-инвалидами.
В детях-инвалидах есть зажатость, настороженность, недоверчивость. В работе с ними нужно проявить терпение и любовь. И когда что-то получается, надо обязательно похвалить. Не врать — мол, какой у тебя шедевр получился, просто сказать: вот тут у тебя получается, а вот здесь — не очень хорошо, но ты молодец, что трудишься, если будешь и дальше трудиться, у тебя все обязательно получится. И смотришь, у ребенка глаза оживают.
Двери мастерской открыты для всех: у нас занимаются от мала до велика. В лагерь «Алые паруса» приезжают колясочники, дети с ДЦП. Первый год был очень сложным, дети только привыкали к глине, а сейчас у тех, кто приехал на третий сезон, уже получается, и довольно хорошо.
Инвалидность – это очень печально, сердце болит за таких людей. Но ведь с другой стороны, можно быть здоровым, но при этом жестоким, причинять боль многим людям. Страшно быть инвалидом в душе: это гораздо печальнее.
Не только у детей, но и у взрослых бывает такой период, когда нужно выкарабкиваться. Все против тебя, и ты должен пройти естественный человеческий путь сам, один на один. В начале воцерковления человеку дается благодать, но проходит время, и человек должен идти дальше сам: самостоятельно потрудиться, стяжать благодать вновь, но уже опытным путем».
Н. А.
|