Евгений МИРОНОВ, актер: КУЛЬТУРА В РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКЕ ДЕРЖИТСЯ НА ЭНТУЗИАСТАХ
В минувшем сезоне в Театре наций наконец завершилась реконструкция, и труппа под руководством Евгения Миронова впервые за долгие годы играла спектакли не на арендованных площадках, а в своем здании. Помимо громких московских премьер в жизни коллектива было еще одно важное событие: в десятый раз прошел Фестиваль театров малых городов России – единственный в стране форум, на котором обсуждаются не только проблемы драматического искусства, но и культурная жизнь глубинки. Евгений МИРОНОВ рассказал о том, почему отечественная культура держится на энтузиастах.
До чиновников очень трудно докричаться
– Евгений Витальевич, вы часто встречаетесь с артистами и худруками в провинции: картина как на ладони. Вы можете назвать проблемы, которые мешают тому, чтобы в маленьком городке появилось большое искусство?
– Наверное, об этих проблемах гораздо лучше меня рассказали бы люди, которые работают в маленьких городах. Они вас засыплют проблемами. Но дело не в жалобах, а в том, что ситуация с театрами в регионах – на уровне выживания. Взять хотя бы зарплату. Например, в Пермском крае, в драматическом театре города Лысьва (на его базе фестиваль проводится в четвертый раз), зарплата артиста составляет несколько тысяч рублей. И это – в одном из лучших театров малой России.
– В каком смысле лучших?
– В смысле технического оснащения – в театре прошла реконструкция, там хороший уровень спектаклей, и они пользуются спросом у зрителей. Но при столь мизерных зарплатах цены в городе почти не отличаются от столичных. Иными словами, каким способом заманивать в Лысьву молодых специалистов, непонятно. Никаких социальных выгод и привилегий ждать не приходится. Кроме того, нет жилья, нет общежитий. Пять квартир, которые много лет назад Пермское отделение СТД помогло купить лысьвенцам, давно уже заняты нуждавшимися, а другой жилплощади у театра в резерве нет и не предвидится.
– Во многих городах положение еще хуже.
– Я не люблю драматизировать ситуацию, но есть в глубинке театры, где артисты, простите, справляют нужду за занавесом в ведра, потому что в здании нет элементарных удобств. И несмотря на это, они ставят «Сон в летнюю ночь» или «Ромео и Джульетту». А затем привозят спектакли на фестиваль, и вдруг выясняется, что даже в таких нечеловеческих условиях может родиться весьма интересная постановка. Культура в российской глубинке держится на энтузиастах. И местные власти слишком часто оказываются глухи к ее проблемам. У меня вообще ощущение, что некоторые чиновники ходят в танковых шлемах – до них очень трудно докричаться.
Подпитка из столицы
– И ладно бы речь шла о двух-трех проблемных регионах. Насколько я знаю, в малых городах России порядка 200 театров...
– Совершенно верно. А это уже целый пласт отечественной культуры. И если вспомнить историю, то ведь не только на Арбате, Чистых или Патриарших прудах страна прорастала талантами. Сколько блестящих подвижников в провинции! И сегодня мы перед ними в большом долгу, потому что они остались на своей малой родине – не уехали в столицу и делают все, чтобы сохранялись эти островки творчества. Но не все, от кого зависит судьба театров, понимают, для чего вообще нужно драматическое искусство. Некоторые уверены, что театр должен заниматься легким репертуаром, дешевыми комедиями – чтобы публика пришла посмеяться и не задумывалась ни о чем более глубоком. Лично меня такие суждения очень тревожат, поскольку полноценную личность из человека делает не кассовая комедия, а настоящее искусство – драма, книги, живопись, кинематограф...
– Кстати, вы вот говорите про энтузиастов, которые остаются в своих городках, но тут ведь еще и другая проблема: как распорядиться своим талантом. Например, если бы вы в свое время не приехали в Москву и не дождались Табакова на служебном входе МХАТа, страна и не узнала бы о Евгении Миронове...
– Я поджидал Табакова и старался в эти считанные секунды сказать ему, что я из Саратовской области, лишь потому, что он мог меня понять и услышать. А как быть тем ребятам, которые не собираются ехать ни в какую Москву, но готовы всерьез поддерживать культуру собственного региона? Увы, им приходится порой годами обивать пороги, бесконечно сетовать на нехватку техники, творческих кадров, площадок, денег и многого другого.
– А как Театр наций поддерживает «региональную» культуру?
– Проектов много. Мы стараемся делать все, что в наших силах. Например, посылаем молодых режиссеров попробовать себя в малых городах, для того чтобы они не стояли в очереди в столичные театры, а могли уже с первых дней реализоваться. Это прекрасная практика: новоиспеченные режиссеры тем самым шлифуют свое мастерство, а местные театры получают колоссальную подпитку – ведь к ним приезжают (пусть и на время) молодые люди со своими идеями, проектами, желанием обратиться к новой драме. И это, несомненно, повышает уровень местной культуры.
Виктор Борзенко
|