Лариса САДИЛОВА, кинорежиссер и сценарист: СССР НЕ РАСПАЛСЯ. ОН ПРОДОЛЖАЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ, НО В УБОГОЙ ФОРМЕ
Недавно довелось писать о том, как постепенно набирает обороты национальный вопрос в нашем театре и кино, и вот, словно в подтверждение наших прогнозов, пришла радостная новость: режиссер Лариса Садилова и продюсер Рустам Ахадов продолжают приостановившуюся было работу над фильмом «Она». Это история юной таджички Майи, сбежавшей из дому за любимым, в Россию, и познавшей тут и «прелести» гастарбайтерской жизни, и горечь предательства, и новую дружбу.
Женская солидарность
Пока не поставлена точка в работе над картиной, не скажешь с уверенностью, что за жанр перед тобой. Но уже и сейчас понятно, что новый фильм Садиловой – не социалка и не чернуха про жуткие будни мигрантских трущоб. Пока кажется, что это мелодрама в лучшем смысле этого старомодного слова. История любви, измены, переживаний. «В основе сценария – сюжет из жизни, развернувшийся в подмосковном поселке, где я живу, – рассказывает Садилова. – Парень привез девушку из Таджикистана, а потом бросил. Уехал домой жениться на назначенной родителями невесте. А здешняя его девушка поехала было назад, в Таджикистан, да познакомилась в поезде с каким-то человеком, ушла с ним. Говорят, вышла замуж за него.
Финал моего фильма еще не сделан, но ясно одно – Майя остается в России». Стоит отметить – остается уже не в том вакууме, в каком оказалась по приезде, а под опекой взрослой русской тетки Надежды, привыкшей делить своего сожителя Ахмада с его законной семьей, к которой тот уезжает в Таджикистан каждую зиму. На ее глазах Майю оставляет жених, жалость оказывается сильнее всяких препон. Надя не понимает по-таджикски, Майя – по-русски, но они становятся близкими людьми, опорой друг другу. Абсолютно жизненная коллизия, в которой и женская солидарность, и дружба народов – естественные, бытовые категории, не вспененные авторами по заказу идеологов или из рейтинговых соображений.
Основная часть материала была отснята прошлым летом, и не без приключений. Приступая к съемкам в маленьком городке Трубчевске, Лариса Садилова дала интервью областному телеканалу, из которого местные сотрудники ФМС узнали: на их территорию в составе киногруппы пожаловали гости из ближнего зарубежья. Претензии миграционной службы по поводу отсутствия разрешения на работу у членов команды и исполнителей ролей стоили создателям нервов и, главное, обернулись простоем в работе, а значит, и перерасходом средств. Ситуация ведь нестандартная, к ней никто не был готов, и сотрудники миграционного ведомства к ней подошли в лучших традициях российского формализма, не беря в расчет, что конкретные мигранты приехали в Трубчевск снимать кино и сниматься, а не плитку класть в элитных коттеджах. Завершить съемки, да и вообще работу над фильмом в оговоренные сроки не удалось – деньги скромного гранта Минкульта закончились. Никакой перспективы получить от государства помощь, чтобы завершить фильм, на сегодняшний день так и нет. Но пока не ушла «зеленка» (то бишь натура) нынешнего лета, создатели берут деньги в долг и снимают необходимые эпизоды, которые не успели снять год назад.
Евразийский союз существует лишь на словах
«Мы снимаем очень нужную сегодня картину, – рассказывает Лариса Садилова. - Она – о дружбе народов бывшего СССР. Мне-то кажется, СССР не распался. Он продолжает существовать, но в убогой форме. А отношения между людьми те же. Когда я оказываюсь в какой-то из бывших республик СССР, чувствую, что приехала к своим. В Германии, например, у меня нет такого ощущения.
На картине работает многонациональная группа. Художник-постановщик – киргиз, вгиковец Талгат Асыранкулов. Часть группы – из Таджикистана, часть – из Узбекистана. Это едва ли не первый за долгие годы действительно интернациональный проект. Мы в этих людях уверены как в специалистах (с большинством из них я работаю уже давно), и материал у нас такой, который их всех интересует, волнует.
Я хочу, чтобы на этот фильм пришли в числе прочих и гастарбайтеры. Пора нам понять, что зритель в нашей стране уже не только русский. Есть и другая публика, для которой ничего не делается.
Фильм запускался как совместный проект России и Таджикистана. 30% от всей суммы по договору должна была вложить таджикская сторона. Но, видимо, изменились отношения двух стран. Там стали слышны разговоры: нам не нужен такой фильм. В России, похоже, тоже идея строительства Евразийского союза существует лишь на словах. Вроде наша картина по своему посылу как раз совпадает с тем, как видит национальный вопрос Владимир Путин: не должно быть нацменов, своих или чужих – это должно определяться по культурному коду.
Но, как это ни странно, в Министерстве культуры сейчас даже некому посмотреть уже имеющийся у нас материал и принять решение, помочь ли фильму дальше. Мы объективно не могли уложиться в выделенную сумму, потому что это очень сложная картина. Разные места: Калужская область, Брянская, Москва. Мы потратили 28 миллионов рублей. Пусть кто-нибудь еще попробует снять полнометражную картину за эти деньги! Сейчас, слава Богу, нам помогает «Мосфильм» – предоставляет нам многие услуги по съемкам и постпродакшну в долг. После продажи картины мы должны будем отдать концерну эти деньги. У друзей занимаем. Недавно написала письмо новому заместителю министра культуры по вопросам кино Ивану Демидову. Жду ответа.
Дарья Борисова
|