САМАЯ ВОЗРАСТНАЯ ВЫПУСКНИЦА ВУЗА
86-летняя Галина Чернова успешно сдала госэкзамены и получила диплом бакалавра Крымского института экономики и хозяйственного права. Она решила стать студенткой, чтобы разобраться, почему в богатой Украине люди живут так бедно.
Посещала только интересные лекции
— Тяжело было грызть гранит науки?
— Непривычно. Я все-таки человек гуманитарного склада, у меня первое образование — музыкальное. И это сразу ощущалось. Но поскольку каждый из нас так или иначе связан с финансами и экономикой в течение всей жизни, учиться было не очень сложно.
— Говорят, однажды студенты очень огорчили вас. Что это за история?
— Это была встреча, посвященная Дню Победы. Меня попросили рассказать, где я была во время Великой Отечественной войны, что делала. Наша семья тогда жила в Казахстане, и мальчишек из одиннадцатого класса забирали на фронт. Мы, девчонки, не хотели отставать от них, пошли к военкому проситься, чтобы и нас отправили воевать в качестве медсестер. Когда началась война, в школе стали преподавать автодело, медицину, военное дело. Так что мы могли и машину водить, и стрелять. Тем не менее на фронт нас не взяли. А огорчили меня студенты тем, что они о войне почти ничего не знают, и к данной теме, как бы сказать правильно, индифферентны. И это страшно. Даже фильмы по телевизору не смотрят. Хотя сейчас нередко показывают приличные картины. Я у них спросила: «Ребята, знаете, что нас спасало во время войны? У нас была Родина, Отечество, которое мы любили».
А еще в войну нас всех поддерживала песня, говорю им. Мы с одноклассницами приходили в госпиталь и пели раненым. И, не поверите, они быстрее выздоравливали. Я спросила студентов, какие фронтовые песни они знают. Молчание! Спустя какое-то время один паренек поднимает руку и говорит: «Катюша». Но это вина не студентов, а их родителей, что не научили детей самым элементарным вещам.
— Вы активно участвовали в студенческой жизни. Даже на фестивали ездили. И обзавелись поклонниками…
— Да. Ездила в Киев, на фестиваль студенческой песни, который проходил в Европейском университете, — показывает грамоту, которой ее наградили. — Меня туда послали с однокурсницей. Ее выступление тоже отметили дипломом. Я пела старинный романс. Затем два ректора проводили меня на вокзал, посадили в поезд, подарили огромные букеты цветов. Позже один из них был в Крыму, заезжал в гости. Очень интересный, образованный мужчина. Признаюсь, мне было приятно.
— А пары прогуливали?
— Я не на все лекции ходила, — честно призналась выпускница. — Каждый божий день идти на занятия — это не для меня! Посещала те, на которых мне было интересно. Самый сложный предмет — математика. Но я ее все-таки сдала.
— Перед экзаменами волновались? Шпаргалками пользовались?
— Конечно, волновалась. Но не из-за своей подготовки, память у меня еще на зависть молодым. Хотелось показать достойный уровень, ведь в составе госкомиссии были эксперты не только нашего института. А что касается шпаргалок… Приходилось ими пользоваться. Когда к зачетам готовилась, записывала какие-то даты, цифры. Шпаргалка — это спутник студента.
На выпускном экзамене председатель наблюдательного совета института Александр Дудко признался, что ему жалко расставаться с такой студенткой, как Галина Чернова, которая была хорошим примером для одногруппников и за время учебы прославила вуз на всю страну. «Никаких поблажек ей и на госэкзаменах не делали, — сказал Александр Михайлович. — Это были письменные экзамены, каждый из 20 студентов тянул свой билет и в общем зале при госкомиссии писал ответы. Да, возможно, на сессиях наши преподаватели могли к ней лояльно отнестись, учитывая возраст студентки. Но госы есть госы. Здесь все было серьезно».
Надо научить людей питаться
—. Галина Алексеевна, теперь после окончания учебы уже знаете, в чем причина, почему люди живут так бедно?
— Знаете, Брежнев когда-то сказал: «Экономика должна быть экономной». Над фразой смеялись, но отчасти это правда. Потому что нельзя так обращаться с ресурсами, которые мы имеем. Для начала надо научить людей питаться для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы питаться. Людмила Гурченко, с которой мне довелось общаться, всю жизнь ела столько, сколько вмещалось в ее ладошку. И при этом сколько у нее было ума, таланта, энергии!
Бывая за границей, замечала: люди не берут в тарелку больше, чем могут съесть. Я не видела, чтобы там женщины тащили еду сумками, авоськами. У них холодильники почти все время пустые. У нас же их буквально набивают продуктами, которые затем выбрасывают. Почему-то на рынке все спрашивают: «Мясо свежее?» А потом берут его и замораживают в холодильнике. При этом мороженое мясо не покупают. Антилогика какая-то! И так во всем. Будучи в Австралии, я прожила около года у своих тетушек в Сиднее. У австралийцев есть чему поучиться. Начиная с безупречной чистоты на улицах и раздельного сбора мусора. Помню, просто обомлела, увидев проезжающий рано утром сверкающий мусоровоз, из которого вышел работник в белоснежной одежде и таких же белых перчатках, распределяющий по отсекам мусор. Кстати, там, если ты сам не сортируешь свой мусор, выпишут такой штраф, что поясочек затянешь на целый месяц.
— Скажите, а компьютер за время учебы освоили?
— Я знаю, как им пользоваться. Но считаю, если дожила до этих лет, сохранила свои извилины, зачем мне их «выпрямлять» перед компьютером? Учеба нужна была мне не для трудоустройства, — поясняет она. — Представьте глаза работодателя, который читает мое резюме: «86-летний экономист без опыта работы»? Институт помог обрести новых друзей, я жила очень интересной и насыщенной жизнью. И, полагаю, некоторым помогла изменить ее к лучшему. После того как стало известно, что я учусь в институте, меня встречали малознакомые 60-летние люди и говорили: «Спасибо вам!» Одна женщина рассказала, что вышла на пенсию и решила стать нянькой для своих внуков, хотя она прекрасный бухгалтер. Но, следуя моему примеру, пошла на курсы повышения квалификации, два года отучилась и устроилась на хорошую работу.
Сейчас Галина Алексеевна занята подготовкой к творческому вечеру одного из актеров местного театра, куда ее пригласили спеть романсы. Она по-прежнему пишет стихи, вышивает, причем без очков. У нее в квартире уже около 250 работ.
— Вышиваю разными техниками — от крестика до глади, — говорит Чернова. — Также делаю китайские аппликации. Творчество продлевает жизнь. Я радуюсь тому, что живу здесь и сейчас. И если бы мне предложили вернуться в мои 17 лет, вряд ли бы согласилась. Поскольку чувствую защитную ауру опыта, приобретенного с возрастом. Не переставайте удивляться и радоваться миру и окружающим мелочам.
Елена Озерян
|