ЖИВЯ И ЛЮБЯ
Софи Виллани Шиколоне (Лорен) родилась в 1934 году в римском госпитале для неимущих и была дочерью Ромильды Виллани, неудавшейся актрисы. В пятнадцать лет Софи начинает участвовать в конкурсах красоты. Позднее пришло увлечение кино. При подписании контракта с киностудией «Чиночитта» продюсер придумал ей более звучное имя — Лорен. Так на свет появилась актриса Софи Лорен. Правда, она сомневалась, что ей удастся стать кинозвездой: «Я была слишком высока, слишком широка в бёдрах, имела слишком длинный нос и слишком широкий рот. И при этом никаких связей и никакого актёрского образования. Да к тому же у меня был неаполитанский акцент. Актёрское будущее рисовалось мне в чёрных цветах».
Ей 16 лет, а ему 38
Однажды вечером Софи с друзьями сидела в кафе, с веранды которого открывался прекрасный вид на Колизей. Она даже не знала, что в программу вечера входил финал конкурса «Мисс Рим». Вдруг к их столику подошёл один из организаторов и попросил Софи принять участие. Девушка отказалась. Однако через некоторое время он вернулся и сказал, что членами жюри являются известные кинодеятели и один из них, продюсер Карло Понти, обратил на неё внимание и лично просит, чтобы она приняла участие…
На этот раз Софи согласилась. Подумала: если к тебе расположен член жюри, можно и победить… Лорен присудили второе место, а Карло Понти пригласил её на разговор. Они ходили по саду, мило беседовали. Наконец продюсер сказал: «Я наблюдал за вами. У вас интересное лицо и естественное выражение. Я думаю, что у меня неплохой глаз. Я смог помочь Джине Лоллобриджиде, Алиде Валли и многим другим. Приходите завтра ко мне в офис, и мы сделаем пробные снимки».
Карло Фортунато Пьетро Понти родился в 1912 году. Он вырос в городке Мажента под Миланом. Получив университетское образование на факультете права, Карло устраивается на работу в кинокомпанию и вскоре становится её вице-президентом. Свой первый фильм он выпустил в 1939 году. Понти был в числе тех, кто восстанавливал итальянское кино после войны…
Рассказывает Софи Лорен:
«…операторы говорили, что они не могут снять меня достаточно привлекательным образом. Карло не отказывался от меня. Он спокойным голосом говорил: „Подожди пять минуточек…“ Хотя тогда между нами ничего не было. Мне только что исполнилось шестнадцать лет, а ему тридцать восемь. У него была жена и двое детей…»
Карло Понти изменил её образ жизни, вкусы, манеры, даже косметику. Он помог Лорен избавиться от неаполитанского акцента, научил вести беседы с самыми разными людьми, приобщил к чтению, открыв ей мир Бальзака, Стендаля, Томаса Манна, Бернарда Шоу, Толстого и Чехова. Продюсер отрабатывал с Лорен всё, вплоть до походки. Она должна была, например, ходить по коридору между двумя рядами столов с открытыми дверцами и покачиванием то одного, то другого бедра закрывать их.
Карло Понти, этот грузный и лысоватый господин, без устали, подобно Пигмалиону, творил миф о Софи Лорен, не жалея ни денег, ни таланта предпринимателя. В Италии первую настоящую роль ей дал режиссёр Витторио Де Сика, снявший Лорен в ленте «Золото Неаполя». У них образовался блестящий и редкий для кино творческий союз, подаривший мировому киноискусству фильмы, вошедшие в «золотой фонд»: «Вчера, сегодня, завтра», «Чочара», «Брак по-итальянски», «Подсолнухи».
Прозорливый Карло Понти заключил с Де Сикой контракт, по которому режиссёр должен был снимать ежегодно по фильму с участием Лорен.
Понти был на двадцать сантиметров ниже Софии и более чем на двадцать лет старше неё. «Карло верил в меня и любил меня. Я знала об этом. Моё чувство к нему медленно росло. Однажды он послал мне маленькую коробочку. Внутри было обручальное кольцо…»
Однако роман Понти и Лорен был отмечен и драматическими коллизиями: Карло был женат на Джулии Фиастри. Они вместе прожили девять лет и имели двух сыновей — Джулиано и Джузеппе. Впоследствии мальчики получили экономическое образование в Миланском университете, жили всегда с матерью, а с Лорен никогда не встречались. Да и она не стремилась приблизить их к себе.
В дни, когда Софи и Карло мечтали о совместной жизни, а их преследовали, он признался: «Дорогая, единственный мой грех состоит в том, что я хочу с тобой обвенчаться…» Как известно, католическая церковь выступает против разводов. В 1957 году Лорен и Понти всё-таки зарегистрировали брак в Мексике.
Завоевал добротой и заботой
Софи же полюбила Карло всем сердцем и была счастлива, что после множества неурядиц всё встало на свои места. Можно сказать, он завоевал супругу добротой, щедрыми подарками и заботой, которых Лорен была лишена с детства. Во всяком случае, на вопрос, почему она обвенчалась с человеком намного старше её, актриса призналась: «Да потому, что в прошлом я всегда чувствовала себя беззащитной».
В Италии многие были на их стороне. Против выступали только власти и церковь. По итальянским законам Карло становился двоежёнцем. На католических соборах появились обращения к верующим, чтобы они забыли имена Лорен и Понти. Их фильмы были запрещены. Карло Понти нашёл выход из сложившегося положения. Он обратился к французским друзьям и коллегам, надеясь с их помощью получить французское подданство, тем более что жена уже взяла его.
Через некоторое время подданство ему было предоставлено за заслуги перед Францией в области культуры. Карло Понти пообещал, что все его фильмы обязательно будут идти во французском кинопрокате. В 1962 году он наконец-то развёлся с Джулией Фиастри. Союз Карло Понти и Софии Лорен оказался счастливым — в личной и творческой жизни обоих. В 1966 году они ещё раз официально оформили свои отношения.
И всё-таки тяжёлые сомнения не раз посещали Софию Лорен. Много тревожных, беспокойных часов и дней она провела наедине с собой, обращаясь к Богу… Как истинная женщина, Софи мечтала о ребёнке. Оставалось единственное неосуществлённое желание. Трижды в совместной жизни с Карло Понти эта мечта, тяжело раня душу Софии, неожиданно обрывалась… Несмотря ни на что, Лорен не теряла самообладания.
«На этот раз я должна родить любой ценой», — сказала Софи, когда её положили в клинику на пятом месяце беременности. Врачи не верили в благоприятный исход, но ничего не говорили ей.
И все-таки родила
Через пять месяцев Софи Лорен родила мальчика. Карло-младший появился на свет в 1969 году в женевском роддоме. Его рождение стало мировой сенсацией. В палату, где лежала счастливая мать, проникла толпа фотокорреспондентов… Взгромоздясь друг на друга до самого потолка, они снимали младенца и Софию Лорен.
На этом актриса не остановилась. Второй сын, Эдуардо, родился в 1973 году без особых страданий.
Большая разница в возрасте не оказывала влияния на их сердечные взаимоотношения. Когда актрису просят дать хотя бы два определения своему мужу, она отвечает: интеллигентный, с большим чувством юмора.
Когда успех фильмов с участием Лорен начал ослабевать, Карло Понти убедил жену написать автобиографию «Живя и любя». Говорят, не без участия Понти появилась и книга А. Хотчинер «Софи: история её жизни и любви», на основе которой Джоан Кроуфорд написала телепьесу, а режиссёр Мэл Стюарт снял фильм «Софи Лорен: её история», причём сама Лорен сыграла две роли — своей матери и себя…
В феврале 1991 года Софи Лорен получила почётную премию «Оскара» — за вклад в киноискусство. И конечно же, на церемонии присутствовали её муж и двое сыновей. Карло Понти-младший, закончив один из калифорнийских университетов, получил учёную степень бакалавра музыки. Младший Эдуардо пробовал себя в кинорежиссуре.
В одном из интервью, рассказывая о супруге, Софи Лорен отметила: «Я в жизни знала многих мужчин. Но, по сравнению с моим Карло, все они похожи на плоские деревянные фигуры. Живым среди них был только он…»
На вопрос: что для неё в жизни важнее — любовь или карьера, и мучает ли её эта вечная проблема, возникающая у творческих людей, Софи Лорен с присущим ей достоинством отвечала: «Могу сказать всем, кто не верит в любовь. Я всегда любила. И всегда верила в любовь. Иначе в жизни не может быть счастья. Любовь, семья — единственное, что является для меня важным. Ничто, даже получение „Оскара“, не принесло мне такого счастья и удовлетворения, как материнство. Это главная роль в моей жизни, перед которой всё меркнет. Возможно, обо мне скажут, что это несовременно. Ну что ж, пусть считают, что я несовременна…»
Н. А.
|