КОРРУПЦИЯ — НОРМА ЖИЗНИ?
Давеча в информационном письме Министерство финансов устало разъяснило, что расходы на взятки, коммерческий подкуп должностных лиц, в том числе иностранных государств, нельзя включать в расходы по налогу на прибыль. И предваряя возмущенные возгласы «Почему?», добавило: затраты, понесенные при совершении правонарушений (в том числе дача взятки, коммерческий подкуп), для целей налогообложения не признаются.
Борьба с фактами
Как бороться с коррупцией и выявлять ее, если она — норма жизни? На днях Андрей Яковлев и Алексей Конов из НИУ ВШЭ представили доклад «О развитии системы антикоррупционного декларирования в России». Та система, которая действует, кажется экспертам имитационной. На обсуждение доклада собралось множество респектабельных мужчин в хороших костюмах и галстуках и даже с депутатскими значками. Ну и правильно, для ориентирования в собственных доходах и расходах надо быть в курсе предложений ученых.
Проректор ВШЭ Андрей Яковлев сказал, что за последние полтора года резко усилился интерес властей к антикоррупционной проблематике. А на самом обсуждении доклада выступил даже главный думский единоросс Андрей Воробьев, пообещавший бороться с коррупцией и даже приведший пример с одним нехорошим депутатом из «Справедливой России», которого Дума лишила полномочий. То есть борьбу с врагами режима приравняли к битве с коррупционерами…
Что же предлагают эксперты? Для начала ученые обратили внимание на то, что вся борьба с коррупцией сводится к призывам ужесточить наказание. А бороться-то надо не с чиновничеством как классом, а с фактами коррупции.
Ученые предлагают снизить число субъектов декларирования до 40—50 тысяч и ежегодно изучать все до единой декларации не низовых сотрудников, которым и взятку-то не за что дать, а двух категорий чиновников: лиц, замещающих государственные должности (включая высших руководителей государства, министров, депутатов, сенаторов), и граждан категории «Руководители» (позиции от замдиректора департамента до замминистра).
Часы - символ могущества элиты
Жесткость санкций за коррупцию снижает эффективность проверок сведений деклараций: «В условиях массовой коррупции… нужно ограничиться дисциплинарными (увольнение без права занимать должности в будущем) и гражданско-правовыми санкциями».
Важно, с точки зрения экспертов, закрепить в законе определение и примерный перечень «индикаторов коррупции», сигнализирующих о возможном нарушении, и предусмотреть обязательное представление декларантами сведений об источнике (а не только размере) доходов. Чтобы у декларанта не было возможности оправдать покупки на большие суммы ссылками на продажу незадекларированного имущества, стоит принудить декларировать имущество, не подлежащее госрегистрации, включая наличные деньги, драгметаллы, ювелирные украшения. И конечно же — часы, символ могущества элиты! У проверяющих должна быть возможность сравнить имущество, которое было у декларанта при назначении на должность, — с тем, которое появилось в течение года после назначения.
Надо сказать, что предлагаемые меры точно дадут больше, чем запрет чиновникам иметь недвижимость за рубежом. Лучше, чтобы чиновник проявлял свой патриотизм в собственной честности, а не в отказе от всего иностранного.
Андрей Колесников
|