КРЕПОСТНЫЕ СОВРЕМЕННОЙ ДЕРЕВНИ
Жителей поселка Наровчатский Агаповского района можно было бы называть рабами. Или крепостными – кому как нравится. Потому что, как в 18-м веке, их запродали всей деревней, вместе с домами, часовней, фермами, теплицами и котельной. «Вольную», конечно, получить можно, свалив на все четыре стороны, но уходить нужно с узелком – жилища селянам не принадлежат.
Птичьи права
Кода-то хозяйство «Наровчатское» крепко стояло на ногах, до 2006 года стабильно снабжал молоком и овощами соседний Магнитогорск. Но уже через год хозяйство подошло к страшному рубежу банкротства. Те, кто работал на фермах и в полях, бросали насиженные места и подавались на заработки в город. Долги предприятия исчислялись десятками миллионов. Люди месяцами не видели зарплаты. В «Наровчатском» вводилось внешнее управление, и в одной только части некогда процветающего хозяйства теплилась жизнь – в местном лимонарии.
В 2007 году предприятие АОЗТ «Наровчатское» признали банкротом. Дома, в которых жили сотрудники, вместе с котельной, теплицей и прочим недвижимым имуществом были включены в уставной капитал. И, соответственно, проданы с молотка. Свидетельств о праве собственности на жилье «запроданные» 117 человек, проживавших в жилищах, не имели. Директор совхоза в свое время отказался заключать с работниками договоры социального найма. По сути, люди жили долгие годы на птичьих правах. Поскольку ни в каких документах фамилии проживающих не звучали, людей лишили законного права приватизации недвижимости.
Продана была так же местная часовня, возводившаяся, между прочим, на средства прихожан.
Новый хозяин, предприниматель из Армении Сейран Варагян, сразу стал угрожать выселением на улицу. Не хочется в бомжи? Тогда покупай квартиру по рыночной цене! 700-800 тысяч рублей за жилище. По меркам глубинки («Наровчатское» расположено на юге области, в Агаповском районе) это бешеные деньги. Ценник не оправдан и физическим состоянием жилищ – дома построены в 1989 году и сегодня представляют из себя жалкое зрелище. Чтобы выкупить недвижимость по бешеным ценам и речи не идет – у нищих селян нет таких денег.
Будет ли шанс?
О плачевной ситуации в Наровчатке еще в марте рассказал в своем блоге Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов. Он заявил, что будет держать на контроле ситуацию в Наровчатке, что прокуратуре нужно тщательно разобраться в истории с незаконной, с его точки зрения, приватизацией.
Прошло полгода. За это время кардинальных перемен в лучшую сторону для жителей совхоза не произошло. Севастьянов так описывает положение дел:
- Я обратился в областную прокуратуру с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Гражданам рекомендовал обратиться в районную прокуратуру, а надзорному ведомству -рассмотреть возможность подачи искового заявления в суд. Районная администрация просто обязана принять дома в муниципальную собственность и истребовать их из незаконного владения новым хозяином Наровчатки.
- А тут от жителя совхоза, Рината Жамалетдинова, в прокуратуру поступил иск: он просил заступиться за него в суде и признать продажу домов незаконной, - продолжает омбудсмен. - Прокуратура с доводами истца согласилась и теперь уже Агаповский районный суд должен отменить приватизацию жилья новым хозяином совхоза. Тогда семья Рината Жамалетдинова получит шанс приватизировать жилище, а не дрожать от угроз выселения. Буду держать по Наровчатке в курсе и дальше.
Ольга Антонова
|