ОН – СОСТРАДАЛ И ПОНИМАЛ ВСЕ ДУШОЙ
Народный артист РСФСР Игорь Кваша ушел из жизни на 80-м году жизни, один из создателей театра «Современник», ведущий программы «Жди Меня».
...Он был потрясающий. Актер? Да, безусловно. Но главное – человек. Не с большой, а с огромной буквы – Человек. Про таких говорят – настоящий интеллигент. Внешне – мягкий, с мудрыми глазами, спокойный, внутренне – бурлил. Не боялся сказать, что думает. И показать, что творится внутри, – не боялся. Если вспомнить его роли – играл, не щадя себя, как говорят – на разрыв аорты. Если вспомнить передачу «Жди меня» «его периода», то ведь благодаря именно ему у нее был какой-то новый, уникальный формат. Не самой передачи, а чисто человеческого общения. Он сопереживал не наигранно – душой. И те, кто благодаря передаче находили близких и друзей, всегда чувствовали, что рядом с ними, плачущими от счастья, стоит человек, способный воспринимать и чужое горе – как свое, и радость чужую – как свою, личную. Ему, блестящему актеру, не нужно было играть в сострадание и понимание. Он – сострадал и понимал все душой.
Смерть всегда неожиданна, даже если человек долго болеет. Игорь Владимирович болел долго. Но все равно все надеялись…
Существует легенда, согласно которой однажды, когда «Современник» официально еще не существовал, но уже родилась идея будущего театра, уже стремились вырваться на свободу те принципы нового театрального дела, которые молодежь ночами вынашивала на учебной сцене Школы-студии МХАТ, состоялась «присяга». Именно тогда Игорь Кваша с Олегом Ефремовым, движимые вдохновляющим примером Герцена и Ограева, отправились на Воробьевы горы и поклялись в вечной преданности своей театральной идее. Клятву скрепили кровью.
Преемственность и неразрывность – возможно, это были главные понятия в жизни Игоря Кваши. Не случайно, он прошел дорогой своего родного «Современника», не свернув ни на одну из заманчиво ответвляющихся троп. Не свернул даже тогда, когда его ближайший друг, основатель театра Олег Ефремов вдруг сделал резкий поворот в сторону МХАТа, Кваша остался в «Современнике» и вошел в коллегию из пяти артистов, которые некоторое время управляли театром.
Добро и зло, честность в искусстве - для него это были не пустые понятия.
«Я не умею отстраняться»
Игоря Квашу называли совестью театра. Но это можно сказать и про всю его жизнь дома, на экране, на сцене. Мы публикуем отрывки из последнего интервью актера.
Про воспитание
- В детстве я плохо спал и плохо ел. Однажды отец подшутил надо мной. Он записал на пластинку подобие радиопередачи про маленького мальчика Игоря Квашу, который плохо ест и не слушает родителей. Пластинку он включил, когда у нас собрались гости. Я принял это за чистую монету, думал, что вся страна, включая Сталина, услышала, какой я плохой. Я убежал в комнату и рыдал. Метод оказался действенным - я долгое время ходил потом как шелковый.
Про «Современник»
- Мы ходили в гости к Гале Волчек. Ее папа был большим оператором, и у них была своя квартира. Мы-то все жили в коммуналках, и посидеть, поговорить было невозможно. Мы собирались у Гали. В этих посиделках и рождался наш «Современник». Создать театр было невероятно трудно. Нужны были договоренности и разрешения от ЦК комсомола. Вот мы и решили пойти на хитрость. Предложили создать целинный комсомольский театр. Сказали, что будем полгода играть в Москве, а полгода - на целине.
Про передачу «Жди меня»
- По статистике, каждые 15 минут в передаче «Жди меня» мы находим человека. Но большинство встреч проходит вне эфира. Невозможно всех пригласить в студию. У нас больше миллиона писем! И всем нужна помощь. Вести программу очень трудно. Я не умею отстраняться. Наверное, это видно. Может, поэтому эта передача и трогает. Я потом долго переживаю. Иногда нервы не выдерживают, но ведь мы помогаем людям.
Надежда Дунаева, Ольга Кузьмина
|