МАТЬ ТЕРЕЗА В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ ВИДЕЛА ХРИСТА
5 сентября исполнилось 15 лет со дня смерти Матери Терезы (1910-1997) – католической монахини, посвятившей свою жизнь служению бедным и больным. Вечер ее памяти прошел в культурном центре «Покровские ворота». Участники вечера обсудили проблемы российской благотворительности.
Нужно ли подменять государство?
Координатор сообщества «Конвертик для Бога» и соучредитель фонда «Галчонок» Татьяна Краснова начала свое выступление с риторического вопроса: «Есть ли в каком-то другом языке такая “замечательная” расхожая фраза: “Я вам не мать Тереза”?». У нас, по мнению Красновой, это выражение столь популярно, потому что немалая часть населения старается вытеснить из своего сознания проблемы чужих страданий, боли, смерти, даже старости. Подающий выглядит в глазах многих дурачком. Просить же о помощи мы совсем не умеем.
Краснова также отметила, что часто люди не верят в искренность и бескорыстие благотворителей – стоит высунуться, как их начинают обвинять в пиаре. Еще одна из особенностей нашей жизни в том, что благотворителям часто приходится решать проблемы, которые в развитых странах решает государство.
Татьяна Краснова рассказала, что в начале года ей пришлось хоронить незнакомого человека. Для решения каких-то юридических вопросов 11 января, то есть в первый рабочий день после общегосударственных каникул, она пришла в районную прокуратуру. Там была большая очередь.
Люди в очереди разговаривали, рассказывали друг другу, что привело их в прокуратуру. У одной женщины пропал мальчик-подросток. Услышав об этом, Краснова посоветовала ей не сидеть зря в очереди, а обратиться в добровольный поисковый отряд «Лиза Алерт», занимающийся поиском пропавших детей, и дала контакты отряда. Тут же к ней подсела другая женщина и сказала, что ее обокрали. Это пример готовности людей к тому, что кто-то должен подменить государство, сделать что-то за него.
Не забыть бы о нуждающихся
«Благотворители в Англии – люди, которые приходят в хоспис и сажают там цветы, а у нас благотворитель в собственном чемодане везет туда лекарства», — в этом, по мнению Татьяны Красновой, существенное отличие российской благотворительности от западной.
Главный редактор журнала «Нескучный сад» и сайта Милосердие.ру Юлия Данилова отметила, что государственная социальная система превратилась в большую машину, утратившую смысл социального служения. Это касается и реабилитации инвалидов, и подходов к страданию, обезболиванию, к воспитанию детей в детских домах. Она рассказала о вопиющем случае, происшедшем этим летом с одной из воспитанниц детского дома.
В наших детских домах сложилась порочная практика в случае плохого поведения подростков сразу направлять их на лечение в психиатрическую больницу. Так поступили и с этой девочкой. Дело было в начале лета, и вскоре после того, как ее госпитализировали, детский дом выехал на все лето на дачу. Когда, по мнению врачей, пришло время выписывать девочку из больницы, выяснилось, что забрать ее некому – детский дом вернется с дачи только к осени.
Можно понять благотворителей, которые пытаются бороться с такой бездушной формализованной системой, но иногда в пылу борьбы люди начинают забывать о главной цели своей деятельности – помочь нуждающимся.
Не только на хлеб насущный
По словам Юлии Даниловой, многие из тех, кто помогает деньгами, не понимают, когда у них просят не на еду, одежду или лечение, а на «предметы роскоши», хотя часто эти предметы необходимы для социальных проектов. Например, Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению решил выбрать лучшее из православных социальных учреждений и купить этому учреждению подарок на деньги благотворителей.
Когда у руководителей организации, признанной лучшей, спросили, что им нужнее всего, те попросили плазменный экран. Благотворители категорически отказались, видимо, решив, что организация с жиру бесится. На самом же деле плазменный экран нужен был организации для образовательного проекта. Но многие благотворители готовы помогать только тем, кому нечего есть.
Сергей Нидолов из благотворительного сообщества «Тугеза» отметил разобщенность российских благотворителей. «По междусобойчикам разбежались. Нельзя в таком виде воздействовать на государство. Надо объединяться», — считает он. По мнению Нидолова, многим фондам и организациям не хватает конкретики, люди не могут четко сформулировать, какая сумма и на что им нужна. «А мы ребята конкретные – нам надо, чтобы сумму назвали и отчет повесили в интернете».
Последней на вечере выступила сестра Малгожата – католическая монахиня, хорошо знавшая Мать Терезу. «Она всегда говорила нам: чтобы дарить другим Божью любовь, мы должны сами наполняться этой любовью, быть сосудами, инструментами, которые Бог использует для Своего дела», — вспоминала сестра Малгожата. Мать Тереза учила их быть верными своему призванию, а оно не в том, чтобы быть успешными, а в том, чтобы быть верными.
Часто, по словам сестры Малгожаты, по-человечески кажется, что их помощь ничего не дает. Помогает вера и молитва — они с сестрами не менее четырех с половиной часов в день посвящают общей молитве. Несколько лет сестра Малгожата прожила на Дальнем Востоке, там много помогала бездомным. «Они приходили поесть, на перевязку, благодарили нас, но по-настоящему радовались, когда чувствовали, что к ним относятся как к братьям и сестрам во Христе», — вспоминала она.
И это, по словам сестры Малгожаты, было главным в служении Матери Терезы – она в каждом человеке видела Христа.
Леонид Виноградов
|