МЕСТО ВСТРЕЧИ В «ВЕРЕ И СВЕТЕ»
В 23 года мне хотелось заниматься всем. Так уж вышло, что этот период моей жизни был связан со всевозможной волонтерской деятельностью. Мне было интересно ходить в детский дом, ехать в международный христианский лагерь для молодежи, помогать делать воскресную школу и т.п. Когда меня пригласили пойти на встречу в общину «Вера и свет» с людьми с умственной отсталостью, я согласился.
Не надо притворяться
Мысленно настроился на то, что мне нужно будет преодолеть брезгливость и делать что-то специальное, очень полезное, доброе и нужное. Я пытался узнать заранее, что же там будет, но девушка, пригласившая меня, отвечала уклончиво: «Сам увидишь». Когда я спросил ее, почему она туда ходит, она ответила: «Мне с этими людьми никогда не бывает скучно».
Приглашенных было несколько. Помню, что мы не делали ничего особенного: знакомились, кидая друг другу мяч, немного рассказывали о себе, разыграли спектакль, придуманный за пять минут, пели песни, пили чай, разговаривали. Помню, что познакомился с девушкой Ирой, которая плохо видела, с трудом передвигалась и могла произнести только два слова — «мама» и «ага». Я держал ее за руку, и мы общались: я что-то спрашивал и, по-разному интонируя «ага», она отвечала мне. Еще несколько странных, чудаковатых людей подходили, жали руку, что-то бормоча.
Придя домой, я испытал странное непривычное чувство, отчего-то мне вдруг было необычайно легко тем вечером. Через какое-то время я понял, что рядом с Ирой и остальными я провел несколько часов не притворяясь, просто будучи самим собой. Потому что Ире было совершенно неважно, во что я одет, сколько зарабатываю, насколько меня ценят на работе, насколько я успешен и т.п. Ей был интересен я сам, просто как человек, присутствующий рядом с ней.
Преодолеваем страх и отчуждение
Откуда взялось движение «Вера и свет»? Оно появилось во Франции в 70-е годы благодаря человеку по имени Жан Ванье, гуманисту и христианскому философу. Он предложил нескольким группам из семей с умственно отсталыми детьми и помогающих им молодых людей отправиться в совместное паломничество, после которого люди не захотели расставаться.
Сегодня в России около 12 общин «Веры и света», большинство — в Москве (для сравнения: в Великобритании таких общин десятки, в Польше — сотни). За рубежом их чаще всего основывают монахи или священники. В России первые общины появились благодаря стараниям энтузиастов в начале 90-х годов.
Так в первый раз в жизни я попал на встречу общины «Пятница», которая входит во всемирное движение «Вера и свет». «Вера и свет» — это место встречи семей с умственно отсталыми детьми с их «нормальными» друзьями. Такая группа, состоящая из нескольких семей и их друзей, называется общиной. Община встречается раз в несколько недель, чтобы провести время вместе. Мы общаемся, делимся новостями, играем, куда-нибудь ходим вместе. Летом ездим в лагеря. У нас бывают даже международные встречи, когда собираются представители общин из разных стран.
В задачи общины не входит лечение или реабилитация инвалидов, материальная или социальная помощь семьям с такими детьми. Мы просто дружим, преодолевая страх и отчуждение, которые существуют в обществе по отношению к особым людям.
Я хожу на встречи уже около шести лет. Раньше просто приходил как друг, теперь я уже второй год отвечаю за одну из самых старых общин в Москве. Общение с умственно отсталыми людьми сильно меняет взгляды на жизнь. Я учусь у наших семей проще относиться к себе самому, мириться со своими ограничениями, стараюсь в каждом видеть прежде всего человека, каким бы он ни был — приятным или неприятным лично мне. Это длительный процесс, это почти всегда очень трудно, но мне там никогда не бывает скучно.
Григорий Кравченко
|