МУЖЕСТВО ОСТАЕТСЯ. И ПАМЯТЬ ОСТАЕТСЯ…
Меня пригласили на концерт классической музыки, посвященный памяти погибших российских журналистов. Концерт состоится 8 сентября в Большом зале консерватории. В нем примут участие лучшие российские исполнители во главе с Юрием Башметом. Приглашение получили члены семей погибших журналистов. Пожалуй, главным инициатором этого концерта является Союз журналистов России. С его председателем Всеволодом Леонидовичем Богдановым мы проговорили несколько часов: о памяти, о нашем долге перед погибшими, долге перед их матерями, женами и детьми.
В этом материале я решил не приводить свои редкие вопросы — получился монолог председателя Союза журналистов России Всеволода Богданова.
С чего начиналось
— Я пришел сюда в 1991 году. Это были очень трудные годы. И морально, и материально. Трудно было семьям погибших, особенно их детям. Тогда был организован «Клуб детей погибших журналистов», потом он стал просто «Клубом детей». Появились какие-то спонсоры — единицы, редкие энтузиасты. Сергей Рудов — не богатый предприниматель, но он каждый год помогает, и южнокорейская фирма «Самсунг». Ты обязательно это напиши: им, южнокорейцам, наши журналисты и их дети куда нужнее оказались, чем российским олигархам и даже властям, в конце концов.
15 декабря мы ежегодно стали отмечать День памяти погибших журналистов и вручаем какие-то подарки, деньги. Причем Сергей Рудов, представители фирмы «Самсунг» — они лично вручают подарки. Этот день мы отмечаем прямо перед самым Новым годом, чтобы хоть какая-то помощь была на праздник.
Да, началось все с детей, а потом и матери, и жены, и мужья погибших…
310 журналистов убиты за эти 20 с небольшим лет. И мы не можем похвастаться раскрытием большинства этих убийств. Даже в двух столицах, особенно в Москве; даже в таких громких делах, как убийства Димы Холодова, Влада Листьева, Ани Политковской… Как правило, не найдены ни заказчики, ни даже исполнители. География смертей — вся наша огромная страна: Красноярск, Йошкар-Ола, Тюмень, Нальчик, Волгоград, Липецк, Калуга, Тверь, Республика Калмыкия…
Очень много наших коллег погибло на Северном Кавказе: Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария. Особенно много погибших в Дагестане — 16 человек за последнее время.
Дети продолжают дело отцов
Недавно приезжал из Швеции сын Нади Чайковой Денис. Вы помните Надю — она была убита весной 96-го, и до сих пор неизвестно, кто это сделал. А сын, кажется, пойдет по журналистским стопам матери.
Сын Гены Куринного Иван стал потрясающим фотокорреспондентом.
Недавно приходил муж Ларисы Юдиной с внучкой Дашенькой. Она — студентка факультета журналистики МГУ.
Я считаю себя, союз в ответе за их семьи, особенно за детей. Поэтому, если их сыновья, дочери и даже внуки хотят продолжить дело отцов, — я иду к руководству МГУ и МГИМО и прошу за них. Надо сказать, что молодежь замечательная. Ребята такие настырные, готовые преодолевать любые обстоятельства. Они не равнодушны. Когда находятся такие, я не могу поверить, что настоящая журналистика умирает.
О мужестве
Помнишь события в Нальчике осенью 2005 года, тогда в первые часы нападения террористов погиб глава пресс-службы центра по борьбе с терроризмом Тамерлан Казиханов? Я в советское время работал вместе с его отцом Али. Тамерлан до последних секунд жизни выполнял свой журналистский долг. Он работал в самом центре боя, был убит, но его камера продолжала снимать.
Вместо того чтобы получать какую-то помощь от нас, его старший брат Ариф сам принес нам 100 000 рублей для награждения за мужество журналистов в центре боя.
Мужество остается. И память остается…
Вячеслав Измайлов
|