УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ
Первоклашка из православной семьи идет в обычную государственную школу: как сделать так, чтобы он не стал белой вороной? Как научить отстаивать свои взгляды, как уберечь от дурного влияния, как помочь в конфликтной ситуации? Отвечает протоиерей Максим Козлов.
Чему учат в школе?
Идет ребенок в школу, и с чем только там не сталкивается! Еще проговорим, что дети идут в разные школы: родители выбирают по разным критериям, в какую школу им отдать своего воцерковленного, хорошего сыночка или лапочку-дочку. Но как ни притягателен мир православных гимназий и лицеев — на сегодняшний день их абсолютное меньшинство. Большинство из нас отдаст своих детей в государственные или не специфически религиозные школы. И там окажется, что дети наши в меньшинстве с точки зрения если не Православия, то по крайней мере воцерковленности.
Большая часть одноклассников по воскресеньям в храм не ходит, n-нная вообще в храме никогда не бывала, некоторые даже с иронией отнесутся, а там еще и мусульмане в определенном количестве найдутся, а кому-то могут встретиться представители достаточно экзотических религий и конфессий — они тоже иногда учатся в наших школах — и возникнет полифоническая картина мира.
А еще в этой картине мира кто-то начнет ругаться матом. Возникнут рассказы о телесериалах и передачах, которые мы своим детям старались не демонстрировать, если вообще включаем дома телевизор. Будут принесены игры, газеты, журналы, которые мы бы тоже хотели, чтобы они увидели лет на пять попозже…
Прививки к действительности
Что делать?
К встрече с действительностью, если дети не ходили в детский сад, своих чадушек нужно готовить — через прививки к окружающей действительности, через разговоры.
О том, что люди вокруг разные.
Что учитель — авторитет, которого нужно слушаться в вопросах дисциплины, но он отнюдь не всегда будет прав, когда будет говорить о вопросах веры и каких-то взглядов твоих или родителей. Что иногда спорить нужно, а иногда достаточно твердо сказать о своей позиции и отказаться от разговоров на те или иные темы.
О том, что даже если над тобой будут смеяться, в среду и пятницу сосиску есть в школьной столовой не нужно, потому что это среда и пятница. Дома мама тебе соберет с собой, что можно будет взять, голодным ты не останешься. Но это будет твоя верность Богу, в которого мы вместе верим, твое серьезное испытание.
Нужно просто стараться быть со своим ребенком рядом. Не бросить его: выплывет — не выплывет (не самый лучший способ обучения плаванию — конечно, многие выплывают, но кто-то может и утонуть в результате или так наглотаться, что потом и к воде никогда не подойдет), а плыть сначала рядом, поддерживать. Постарайтесь остаться рядом со своими пошедшими в школу детьми. Тогда, глядишь, вы сможете им помочь.
Найти человека
Всегда не очень просто рассказывать о собственном опыте, просто потому что тут либо надо про себя говорить хорошо, либо публично каяться — и то, и другое странно.
Со старшими дочерьми мы были молодые родители, и как многие тогдашние хотя уже не неофиты, но люди, вошедшие вместе с Церковью в новую эпоху жизни (старшие дочери у нас в 87-88 году родились, на грани перемен), разделяли какие-то тогдашние не только надежды, но и иллюзии, были несколько ригористами. Телевизора у нас дома не было. Книги Льюис был, пожалуй, самой либеральной книгой, допускавшейся для детского чтения — впрочем, и самой любимой. И так все было довольно строго.
Что мы искали? Мы тогда решили, что мы ищем не школу вообще, а учительницу младших классов. И по милости Божией нашли такого человека, который был и хорошим профессионалом (и был, и есть — тогда еще совсем молодая учительница, сейчас — просто молодая), и на тот момент не слишком воцерковленным, но православным по мировоззрению человеку. Добрый, с уважением относящийся к вере человек, который старается быть хорошим профессионалом — это все решило.
Мне кажется, не столько нужно ограждать, сколько попытаться найти добрую, добротную, искреннюю первую учительницу. Это же самое трудное время — первые три класса. Если в них адаптация произойдет, то дальше будет легче. Дальше выработается определенный иммунитет. А вы будете с двух сторон помогать — не только вы дома, но и учительница в школе. Она будет по одну сторону баррикад с вашими детьми, что очень важно.
Подготовила Тамара Амелина
|