УНИКАЛЬНАЯ МЕТОДИКА СПОСОБНА ТВОРИТЬ ЧУДЕСА…
В Центре социального обслуживания «Мещанский» проходила торжественная церемония награждения победителей творческого конкурса для людей с инвалидностью «Побеждай и путешествуй!» В фойе была развернута небольшая выставка работ победителей конкурса, и среди них — картины Кати Крицкой. Ее удивительная, совсем не каноническая, но такая родная, теплая, живая Мать-Мадонна и три девочки.
Беда пришла нежданная
Мир тесен до невозможности, оказывается, мы знакомы с ее мамой, Ириной Викторовной Нефедовой, художницей, и что в прошлом году была я у нее на занятиях коллажной живописи, которую она придумала, — эту уникальную методику арт-терапии для детишек с ДЦП.
Когда на двери подъезда висит изображение хитрой кошачьей физиономии и начертаны такие вдохновляющие строки: «Васька-хаус. Здесь каждый кот себе найдет, чем правильно набить живот!» — а на первом этаже деревья, нарисованные на стене, почти в натуральную величину, — то нетрудно догадаться, что ты попал в нужный дом, теплый дом, добрый дом — дом, где правит и царит любовь к людям и животным. И творчество, конечно. Где в прихожей, и в комнатах, и в коридоре, и по всем стенам — картины и картины, но ты не успеваешь их рассмотреть, потому что тебя немедленно усаживают пить чай. И я вспоминаю тот урок арт-терапии и коллажной живописи, с которого мое знакомство с Ириной Викторовной началось.
Она окончила Суриковское училище, работала на студии «Союзмультфильм», занималась любимым делом, и ни о какой арт-терапии и мыслей тогда не было, но случилось несчастье, беда пришла нежданная: дочка, девочка, первенькая ее Катя родилась глухой.
Ошибка врачей, стечение обстоятельств роковое, нелепая, злая случайность судьбы — что теперь об этом говорить? Но что было делать тогда — заломить руки? Замкнуться в своем горе, закрыться от мира, отказаться от радостей и надежд, вырастить дочь с осознанием того, что она «не такая, как все», с кучей комплексов, сделать ее несчастной?!
Ну уж нет! Это не про них, не про Нефедовых. А она, Ирина Викторовна, художница, лучше иных-прочих понимала и чувствовала, что мир многогранен, и беспределен, и безграничен, он широкий и яркий, этот мир, в нем есть и свет, и тени, но если даже одна какая-то его сторона закрыта от тебя, недоступна тебе — сколько же еще остается граней, возможностей!
Только не опускать руки, только работать, только верить и творить, только сделать так, чтобы она, ее Катя, не стала изгоем в этом большом мире, чтобы не оказалась одинокой, неприкаянной, ненужной! И вот уж чего нет, так это одиночества: две сестры, две любимые подружки у Кати — Даша и Лиза, и еще куча друзей и подруг. В общем, все как надо, все как должно быть! Но главное — дело, которому научили мама и папа, больше, конечно, мама. Их творчество, картины, их уникальная коллажная живопись.
Арт-терапия открыта для всех
И Бог ты мой, какие комплексы, какая «ненужность», когда и на выставки едва ли не по всему миру Катя ездит, и в разных фестивалях участвует, и в конкурсах побеждает. Вот только что в Париже еще ни разу не была — так теперь будет, побывает, мечту свою исполнит — «Мону Лизу» увидит.
…А я подумала о том, что, может быть, главное — с точки зрения человеческой и божеской, — что не только за свое счастье и счастье своей дочери, своей Кати сражалась Ирина Нефедова. Ведь ее арт-терапия открыта для всех, ее уроки доброты и творчества, занятия, которые она ведет с детьми и родителями, методика, которую придумала, — уникальная, замечательная методика — и правда способна творить чудеса…
Карандаш и бумага, кисти, краски, холст… А может быть, «возможны варианты» и возможна другая техника? — Конечно, возможна, и даже нужна! Техника наша возникла в процессе занятий с глухими детишками, практически случайно, но была взята на вооружение из-за ее явного терапевтического эффекта, — рассказывает Ирина Викторовна.
— Это случилось после бесланской трагедии, мы смотрели по телевизору этот репортаж, многие плакали… И детишки в едином порыве сделали из кусочков бумаги тот самый первый коллаж, где ангел укрывает крыльями ребенка. Потом мы попробовали применить коллажные фрагменты и в других картинах, искали, фантазировали… И за семь лет родилась методика арт-терапии «коллажная живопись», а для начинающих — просто коллаж.
Техника обладает выраженным терапевтическим эффектом. Ребенок, который складывает картину, как пазл, работает с мелкими деталями. И это тактильно-сенсорное воздействие на нервные окончания пальцев стимулирует работу полушарий головного мозга, стимулирует речь, фантазию детей, развивает воображение и приучает думать, ведь надо постараться увидеть цельный образ среди множества деталей!
Слабослышащие ребята в процессе обучения значительно расширяют свой словарный запас. Детишки с ДЦП, у которых спастические парезы рук, учатся точно класть кусочек бумаги на его место. Еще в процессе урока я много рассказываю о знаменитых художниках, иконах, музеях, о нашей истории. А как замечательно, что в этом творческом процессе участвуют мамы, бабушки! А цветотерапия и вообще всем нужна!
А та самая картина — я догадалась! — на которой Мать-Мадонна и три девочки — это же так просто: это мама Ирина Викторовна, Лиза, Даша и она сама, Катя…
Ольга Мозговая
|