Вера ПОЛОЗКОВА, поэт: НЕЛЬЗЯ ЗАНИМАТЬСЯ ТЕМ, ЧТО ДЕЛАЕТ ТЕБЯ МОРАЛЬНЫМ И МЕНТАЛЬНЫМ ИНВАЛИДОМ
В минувший уикенд завершился фестиваль «Тектура», в работе жюри которого активное участие принимала Вера Полозкова – поэт, актриса, журналист. Популярность пришла к ней благодаря стихам, выложенным в «Живом журнале», где она в 2002 году начала вести блог и размещать в нем свои стихи, которые многим пришлись по душе. И вот сегодня 16 000 «френдов» популяризируют Vero4kу: перепечатывают, приходят слушать в клубы...
Люди отказываются быть живыми
– Вера, вы многогранный и довольно успешный человек. Что вас мотивирует к деятельности?
– Для меня мотив что-то делать – желание почувствовать себя живой. Играешь спектакль, читаешь стихи, снимаешь клип, где читаешь рэп, – и ощущаешь биение. Ничто другое в зачет не идет – только то, что ты производишь как счастливое, случайное, бесшабашное.
– В чем секрет создания успешного творческого «продукта»?
– Все самое счастливое, талантливое, яростное, сияющее делается от избытка радости, витальности, душевных сил. Многие люди сегодня добровольно отказываются быть живыми, и мерилом работы, как писал Кормильцев, считают усталость. Я пытаюсь объяснить друзьям: нельзя заниматься тем, что делает тебя моральным и ментальным инвалидом. Если только тебе не нравится саморазрушение, но тогда ты не лучше наркомана. Кому чего доказываешь своими деньгами? Разве приносят деньги счастье? Да ладно! И когда транслируешь себя, нужно понимать, что это должно быть максимального качества, на которое ты способен.
– А в чем, по-вашему, назначение поэзии?
– Мой друг говорил: для того чтобы возникла любовь, нужны три человека: он, она и поэт, который про любовь объяснит. А еще людям важно помнить, что они живые, что есть вещи главнее денег, сытости, комфорта и радости посмотреть новости перед сном. Что существуют высокие цели, жизненное предназначение. Это значительно больше, чем придуманный нами мир, который на самом деле не более чем матрица.
Придумывать совсем небывалое
– Чем бы вы занялись, не будь тяги к поэзии?
– Думаю, я никогда не брошу писать. Когда что-нибудь создаешь, держишь в руках весь мир, будто волейбольный мяч. Даже если творчество длится всего полчаса, ты эти полчаса счастлив холодным, электрическим, одержимым, абсолютно безумным счастьем, как никогда. И ни от чего больше счастлив не будешь. Писать – само по себе восхитительно.
Сейчас это стало труднее, ведь я всегда любила делать все необязательное. Когда нужно было готовить рефераты и статьи в хорошие издания, чтобы строить карьеру журналиста, я выдавала стихи, которые никого не интересовали. Когда нужно было посещать каждый день музеи и строчить рецензии на выставки, я пряталась в каком-нибудь зале с Гороховским и Кабаковым и в углу, на полу, сочиняла стишок. Но когда стихи превратились в работу, они начали приходить тяжелее. Мне не хочется, чтобы они становились работой. Скорее всего, я придумаю себе другую рутину: займусь профессиональным академическим вокалом, сыграю в спектакле, а в перерывах, украдкой, продолжу писать. И это снова станет легко.
– Не кажется ли вам, что интерес к поэзии в современном обществе падает?
– На самом деле в XVIII и XIX веках аудитория у стихов была в 1000 раз меньше, чем сейчас. Люди в большинстве своем не знали грамоты. В России 70% населения являлись крепостными. 500 экземпляров считалось для издания невероятно много. Широкий круг читателей не превышал 1000 человек. Сегодня же в любой школе в Урюпинске люди представляют, что такое «Евгений Онегин».
– Какими проектами вы сейчас заняты?
– Можно сказать, недавно я записала диск, который называется «Знак неравенства». Он сделан как рок-альбом. К каждому тексту написан музыкальный материал. Мы собрали группу, ездим с этим диском по России-матушке, играем концерты. Были во многих городах: Перми, Челябинске, Екатеринбурге, Краснодаре, Ростове, Нижнем... Мне нравится придумывать что-то совсем небывалое. Вот возьмем 1920 годы, Питер. Хармс и Введенский выезжали на сцену на детских велосипедах. Они в мифотворчестве и легендах очень понимали. Это история про шоу. А сегодня нет людей, за чьими биографиями интересно следить.
Светлана Рахманова
|