НА ИНТЕРЕСЕ МОЖНО БУДЕТ ПОСТАВИТЬ КРЕСТ?
«Религия может научить только хорошему». «Надо убирать из школы этот предмет и учить ему в частном порядке в церковно-приходской школе». Мнения участников ток-шоу о полезности преподавания в школе Основ религиозной культуры разделились. В рамках проекта «Школа. Live» состоялось очередное ток-шоу — учителя и родители обсудили введение обязательного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» и то, как реагируют на него школьники. В дискуссии приняли участие эксперты по религиозному образованию и представители конфессий.
Дети еще не готовы
Преподаватели модуля «Основы светской этики» поделились своим опытом преподавания предметов. «Родители сомневались, куда отдавать детей», – рассказала Марина Русакова, преподаватель светской этики в Центре образования № 548. Учебные пособия по предмету для детей начальных классов тяжелы, признала она. Сам по себе предмет интересный, но все зависит от того, как он дается учителем — так оценила Русакова курс светской этики.
Лучший способ вызвать у ребенка ненависть к писателю — это включить его произведения в школьную программу. Эта шутка известна еще с советских времен, но она относится не только к литературе. Родители боятся, что теперь, после включения в программу школы религиозного предмета, дети могут начать воспринимать религию неадекватно. «Есть школы, где к детям относятся творчески, а есть те, где у детей отбивают всякой интерес к тому, что происходит. Мой ребенок интересуется православной культурой, и я с ужасом думаю, что если ОПК в школе введут, на интересе можно будет поставить крест» — опасается Владимир Портнов, отец второклассницы. Елена Жосул, в свою очередь, отметила, что качественных преподавателей православного модуля не хватает, но РПЦ работает над этим. По ее словам, изучать православный модуль будут 1/3 московских школьников.
В качестве преподавателей религии и этики обычно выбирают преподавателей гуманитариев — историков и словесников. Но не все из них согласны так работать. Например, учитель русского языка Всеволод Луховицкий отказался пройти обучение для дальнейшего преподавания курса ОРКСЭ. «С преподаванием этого предмета был проведен эксперимент – где его результаты, где контрольная группа? Лучше экспериментировать на мышах и кроликах, а не на детях», — считает учитель
Николай Шабуров уверен, что подобные курсы надо изучать в старших классах. «Дети не готовы к этому предмету в 4-м классе», — согласился с ним преподаватель обществознания из Петербурга Максим Иванцов. Кроме того, если сосуществование в школе религии и этики очень мирное, то два конфессиональных модуля могут привести к конфликту. Один из участников ток-шоу, Радик Амиров, привел пример экспансии православия, когда в школе на линейке священник окроплял святой водой всех присутствующих, не интересуясь их вероисповеданием, хотя среди них были мусульмане. «Когда я сказал ему, что Россия — светская страна, он ответил, что Россия — православная страна», — пожаловался Амиров. В ответ на эту реплику Ислам Зарипов предложил убрать этот предмет из школы. В Москве практически не обучают исламскому модулю ОРКСЭ — проблема в нехватке квалифицированных преподавателей с признанным государством дипломом.
Евгений Гладин
|