ПОМОГАТЬ, НЕ ВСТАВАЯ С ДИВАНА
Государство озаботилось льготами для меценатов. С 1 января 2012 года физические лица, пожертвовавшие деньги на благотворительные цели, могут получить налоговый вычет. Впрочем, вряд ли многие жаждут связать души прекрасные порывы с заполнением налоговой декларации. Самая большая проблема в третьем секторе скорее наша лень, чем жадность. Мы разбирались, как сблизить жертвователей и тех, кому они в принципе готовы помочь, если это не отнимет слишком много времени и сил.
Банкомат-волонтер
Сегодня технологии платежей, в том числе благотворительных, сильно продвинулись — можно перевести любую сумму, не вставая со стула. Как правило, каждый фонд имеет сайт, а на сайте — ссылку на электронный кошелек: Яндекс деньги, Web Money или любой другой. Доступны и переводы через банковские карты — системы интернет-банкинга стремительно развиваются. Можно жертвовать анонимно, можно — от своего имени. Целым разделом для пожертвований обзавелись даже платежные терминалы, например КИВИ. Аналогичную услугу предлагают и некоторые банкоматы.
Еще проще — послать sms на определенный номер, указав сумму и получателя платежа. Практически все операторы сотовой связи предлагают такую услугу. Правда, не все их клиенты знают, что КПД такого пожертвования будет невысок.
«Пожертвования по sms сегодня фактически приравнены к покупке в интернет-магазине. У компании, которая предоставляет услуги сотовой связи, нет возможности переводить эти деньги как пожертвования, — рассказывает Мария Черток, директор «CAF Россия», филиала британского фонда, специализирующегося на эффективных благотворительных технологиях. — Они могут только продавать контент. А значит, берут процент за обслуживание, платят НДС и налог на прибыль. Все вместе — под 40%. То есть из 100 руб., которые вы пожертвовали, до адресата в лучшем случае дойдет 50. Справедливости ради надо сказать, что эта проблема общемировая — в той же Великобритании, например, ее решили совсем недавно, приняв ряд законодательных решений».
День шарлотки
Перечисленные выше варианты подходят к разовым жертвователям. В развитых странах принято постоянно отчислять часть своего дохода на благотворительность. Для этого нужны более продвинутые технологии — постепенно они появляются и в нашей стране.
Долгое время предметом зависти российских благотворительных организаций была британская система direct debit — прямых списаний. Например, волонтер на лондонской улице мог отловить прохожего и дать тому подписать договор о регулярном пожертвовании со счета 5 долл. в месяц. Сейчас аналогичные системы появляются и в России.
Впрочем, главная проблема таких пожертвований — они не дают ощущения сопричастности. Ведь, отдавая деньги, человек не только удовлетворяет свою потребность в делании добра — пусть несознательно, но он хочет получить взамен некую эмоцию. Может быть, поэтому настоящий бум благотворительных акций наблюдается в крупных городах.
В субботу, 6 октября, фонд «Детские сердца» проводил день шарлотки, куда каждая хозяйка могла принести свой пирог с яблоками. Шарлотки торжественно распродавали по кусочкам в оранжерее кафе «Март», попутно устраивая детям мастер-классы по выпечке. Таким образом, семьи чудесно провели выходные, совместив приятное с полезным, — все доходы пошли в пользу детей с врожденными заболеваниями сердца и нервной системы. Акция проводится второй год подряд и пользуется невероятным успехом.
Неделей раньше в парке Горького народ бегал одну восьмую классического марафона — 5275 метров. За участие надо было заплатить. Таким образом было собрано более 2 млн руб. для трех благотворительных фондов: «Линия жизни», «Дорога вместе» и Reach for Change.
Делать покупки со смыслом тоже становится модным. Так, недавно в Москве открылось сразу два благотворительных магазина. Один — «БлагоБутик», где продается одежда с VIP-плеча. Другой — «Лавка радости» в Ветошном переулке, созданная в рамках проекта «Все вместе». Здесь нет ценников, покупатели кладут деньги в ящик для пожертвований, кто сколько считает нужным. Продается все подряд — от хендмэйда до дизайнерских вещей. Тенденция приятная. Правда, в Западной Европе благотворительный магазин почти на каждой улице, а у нас пока пять на всю страну (есть еще в Питере, Волгограде и Казани).
Государственные руки не доходят до больных
По данным CAF, большинство благотворителей не интересуется судьбой своих пожертвований — душевный порыв для них важнее. Тем не менее будет обидно, если выяснится, что деньги, переведенные, к примеру, на операцию ребенка, не дошли до адресата.
— Проще всего когда организация ассоциируется с публичным лицом, —рассказала менеджер проектов Центра развития некоммерческих организаций (ЦРНО) Инна Ивановская. — Характерен пример с фондом «Подари жизнь»: некоторые люди даже порой забывают, что Чулпан Хаматова актриса, настолько прочно ее имя ассоциируется со спасением детей с тяжелыми заболеваниями. Для многих присутствие среди попечителей уважаемых людей может быть стимулом для того, чтобы делать пожертвования. Например, лицом фонда «Перспективы» является Алиса Фрейндлих. Для меня лично это высокий показатель — я буду доверять организации, которую представляет Алиса Бруновна.
Универсальных рейтингов доверия благотворительных организаций не существует. Основной источник информации — сайт. Что искать там? Отчет — главный показатель благонадежности организации. Не тот, который все некоммерческие организации посылают в Министерство юстиции, а публичный. Открыв отчет, вы можете увидеть, что это за организация, какова ее миссия, чем она занималась в течение года, как привлекла и как потратила средства.
Насколько таким документам можно верить? Залогом честности является их публичность: если организация обнародовала информацию о своей финансовой деятельности, любой может проверить ее и оспорить. Сейчас, когда НКО оказались под прессингом, когда в обществе насаждается недоверие к третьему сектору, через публичную отчетность можно показать, что, даже привлекая деньги из-за рубежа, общественные организации работают на свою страну: спасают детей, помогают семьям, находящимся на грани распада, пенсионерам и т.д. В общем, занимаются теми вопросами, до которых у государства руки или вовсе не доходят, или доходят слишком поздно.
Анна Гараненко
|