Елена САНАЕВА, актриса: «БЫКОВ МНЕ СКАЗАЛ: Я ПРИДУМАЮ ДЛЯ ТЕБЯ РОЛЬ… НО ТОГДА ТЕБЯ У МЕНЯ УВЕДУТ»
Любимая артистка отмечает юбилей. Ей – 70. Обычно актрисы не любят говорить о своем возрасте. С Еленой Санаевой получилась другая история: она не только свой возраст не скрывает, но попросила исправить ошибку, которая гуляет в Интернете. Там сказано, что у Елены Всеволодовны круглая дата в следующем году.
- Зачем себе годы убавлять? - удивилась актриса. - Это счастье, что Господь тебя терпит, и ты можешь отмечать (или не отмечать - по желанию) свой день рождения. Моей тетушке уже под 90 лет. Она иногда мне говорит: «Не осталось ни одной косточки, которая не болит. Но жить все равно хочется, потому что интересно». Мне тоже очень интересно жить!
«Ни отец, ни муж никогда меня не поддерживали»
- Принято считать, что актерская профессия - это зона риска, зависимость от режиссера, обстоятельств и везения. Вы, как мне кажется, с рождения не были в зоне риска. Отец - знаменитый актер Всеволод Санаев, муж - Ролан Быков, не только талантливый актер, но и режиссер...
- Это распространенное заблуждение думать, что если муж - режиссер, то и его жена-актриса обеспечена работой. Правда, иногда такое случается.
Когда я окончила театральный институт, мне очень хотелось играть на сцене, сниматься, а меня не приглашали на главные роли, а приглашали других, я очень переживала из-за этого. Но меня успокоил отец: «Главное, верить в себя. Случай обязательно придет, ты будь к нему готова». Это была единственная поддержка и помощь от отца. Он никогда за меня не хлопотал, не просил, так что благодаря отцу в моей творческой судьбе ничего не случилось.
То же было и с моим мужем. Ролан Быков почти не снимал меня в своих фильмах. Я снялась в небольших ролях в его картинах «Нос» и «Чучело». Когда он приступил к съемкам фильма «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» - это был пик наших отношений. Я могла бы, наверное, сказать: «Попробуй меня на роль мамы девочки». Но я этого не сказала, боялась, что он заподозрит корысть с моей стороны. На эту роль он пригласил Галину Польских. А я осталась... болельщицей этого фильма.
Быков состоялся как режиссер еще до встречи со мной, и мне даже не приходило в голову, что он вдруг положит свой талант к моим ногам. Но горькие размышления на эту тему, не буду скрывать, все же были. Однажды в Доме кино проходил вечер памяти Михаила Ромма. Этот вечер готовил Быков. Он предложил, чтобы звучали воспоминания Елены Кузьминой, жены Ромма. «Кто бы мог прочитать? - размышлял он вслух. - Терехова? Нет. Ия Саввина? Она больна»... Кто-то подсказал: «Может быть, Демидова». «Аллочка! - обрадовался Быков. - Замечательно, и талантливая, и умная». А я стою рядом: не умная? Не талантливая?.. И при этом он не раз говорил: «Санаева, ты настоящая русская артистка. Правда, русские артистки советскому кино не нужны. Я все равно придумаю для тебя роль, где ты взорвешься успехом. Но тогда тебя у меня уведут...» На что я ему ответила: «Ну, я же не лошадь, чтобы меня уводить из стойла».
Я не вела дневники, но мне было так обидно, что я записала в тетрадке этот случай. И дальше записала такие слова: не может быть ни злости, ни обиды. Иначе нужно уходить. В какой-то момент надо было выбирать: уходить от мужа или принять все как есть и не держать на него зла. При всех моих переживаниях по поводу собственной реализации я не ушла от Быкова и никогда ему не попеняла. У нас был гармоничный союз, я жила его интересами. Его переживания были и моими тоже. У Быкова творческая судьба складывалась не гладко.
Сын выбил почву из-под ног
- Какая все-таки у актеров суровая профессия...
- Муж был героем запрещенных картин. Фильмы, в которых он снимался - «Комиссар», «Проверки на дорогах», - долгие годы лежали на полках. Пятнадцать лет он пробивал съемки «Ревизора». А эту постановку отдали комедиографу Леониду Гайдаю. Быкову не дали снять «Грозу» по Островскому. И вообще восемь лет не давали снимать. Фильм «Чучело» запускался с большим трудом. А уж выход стоил ему обширного инфаркта. Но это была жизнь, интересная и сложная, с одним из умнейших, талантливейших людей нашего времени, очень добрым человеком.
- Материала о вашей семье собралось на целую книгу. Не хотите написать мемуары?
- Собиралась и уже написала семнадцать страниц. Но мой сын (Павел Санаев - писатель, режиссер, автор повести «Похороните меня за плинтусом») сказал: «Мама, кому это нужно?» И выбил почву из-под ног. Может, прав? А Паша пишет свою вторую книгу - роман. Иногда он звонит мне: «Представляешь, просидел за рабочим столом двенадцать часов и не написал ни строчки». Над повестью «Похороните меня за плинтусом» он тоже работал долго и мучительно. А читаешь ее на одном дыхании.
- Сейчас что в вашей творческой жизни происходит?
- Я сняла пять документальных фильмов, которые шли по телевидению, - об Алексее Германе, Юрии Росте... Сделала фильм о Быкове. Выпустила его дневники, книжку стихов, сказку для взрослых «Заколдованная принцесса». В фильме «Старая новая сказка» сыграла главную роль - Бабу-ягу. Снялась в сериале «Не покидай меня, любовь». Работаю над сборником статей Быкова, и есть договоренность, что эту книгу выпустят. И играю в театре «Школа современной пьесы» уже 4-й сезон. У меня здесь любимые роли, и мне кажется, что я здесь прижилась.
Анастасия Плешакова
|