У ДОМАШНЕГО ТЕАТРА НЕ БУДЕТ ДОМА
Приготовление еды в Театре Вкуса — лишь предлог, чтобы поговорить о семье, о доме, о любви. Он находится на первом этаже обычной московской пятиэтажки в районе «Белорусской», по соседству с детской площадкой. Необычное начинается от входной двери. Вместо ручки к ней привинчена сковорода, так что заходя, волей-неволей делаешься причастным к миру кулинарии. И начнешь улыбаться.
Гостей встречает колокольчик-гусь
На пороге встречает, как правило, сам художественный руководитель, актер и повар в одном лице, Юрий Макеев. Если вы пришли впервые, он проведет для вас экскурсию. «Снимайте обувь... Смело садитесь на сундук моего прадедушки. Вот тут, в корзине, у нас тапочки. А если хотите, есть шерстяные носки — нам бабушка связала...» Дальше гостям предлагается осмотреть «стену почета и подарков». «О почете мы говорить не любим», — улыбается Юра. Действительно, многочисленные дипломы, грамоты в рамках заставлены фотографиями зрителей и сувенирами: здесь и старая кофеварка, подаренная ленинградской блокадницей, и египетский «дореволюционный» песок в кульке, и статуэтка балерины...
У театра есть свои маленькие ритуалы. Гостей встречает колокольчик-гусь, задавая своим звуком тон отношениям. Некоторых слов во время работы с едой стоит избегать, поэтому «помыть руки» здесь называют «ситуацией номер девять», а «сходить в туалет» — соответственно, десять. После «ситуационной» зрители проходят на кухню с двумя холодильниками, духовкой, баночками с приправами и буфетом, полным чашек. Точнее, это не зрители — Юра хочет каждого пришедшего сделать соучастником спектакля. Всех детей (спектакли в основном семейные) Юра допрашивает: какова цель вашего визита? И огорчается, если кто-то из них отвечает: «Пиццу кушать». Получается, ребенку даже не объяснили, что он идет в театр. «Многие думают, что у нас тут ресторанчик с аниматорами, специально приходят голодными, — говорит худрук. — Но наш театр не о еде, это только предлог, чтобы поговорить о доме, о семье.
«Шоу сеньора Адриано» — спектакль особенно интерактивный. Здесь нет зрительного зала — все оказываются на сцене. Дети — участники итальянского кулинарного шоу, а родители — их группа поддержки: «Они ваши давние поклонники — кто-то семь, а кто-то и одиннадцать лет уже за вас болеет!» Каждая из двух команд под руководством актеров готовит тирамису, пиццу, салат, а Юра в образе ведущего шоу — Адриано — объясняет: «Готовить нужно с amore— с любовью! — И повторяет, будто бы в камеру: — Сегодня спонсор нашей программы — бабушкин венчик!» Все смеются, но это не просто шутка — Адриано говорит о памяти, о преемственности.
«Зачем мы делали добрые дела?»
За едой кроется история. История семьи, а иногда и страны. Историю о том, как в Италии появились макароны, разыгрывают сами дети: одного из мальчишек назначают Марко Поло и надевают ему поверх поварского колпака треуголку, девочку сажают на «трон» — она теперь китайская принцесса, которая открыла путешественнику секрет китайской лапши. В колонках магнитофона на подоконнике шумят волны, с которыми сражается корабль Марко, и Адриано рассказывает: «Наступила ночь... А чтобы она наступила, все закрывайте глаза! Будьте честными!»
«А я не хочу смотреть, пошли домой», — бормочет маме в прихожей застеснявшийся ребенок. «Я тебя понимаю, у меня вчера тоже такое настроение было: ничего не хотел делать, хотел сразу закрывать театр», — отвечает Юра. Дело в том, что Театру Вкуса грозит банкротство.
Спектакли совсем камерные: чтобы всем досталось внимание, на «Шоу сеньора Адриано» собирают не больше двадцати человек. Большая часть вырученных денег уходит на продукты. Кроме того, театр включился в благотворительность: они бесплатно принимали детей с синдромом Дауна, вместе с «Линией жизни» собирали деньги на операцию больной девочке. Окончательно подорвал бюджет весенний Фестиваль удивительных театров, организованный Театром Вкуса. Они постоянно пускают к себе репетировать и играть другие маленькие театры, у которых помещения нет. В мае решили собрать их и показать миру — чтобы, может быть, сделать их популярнее. Фестиваль оказался интересным, ярким, но разорительным.
И тогда — это ударило по худруку сильнее всего — от него начали уходить его актеры, которые делали театр вместе с ним. Они говорили: «Зачем мы делали добрые дела? Теперь мы сидим без зарплаты! Добро никому не нужно». Юра замолкает, потому что у него дрожит голос. Может быть, Юрий Макеев прекраснодушный мечтатель, забывающий, что все стоит денег, — но вымечтал же он свой театр, в конце концов.
Владелец офиса (который переоборудовали в театр) собирался с осени повысить плату, но прошелся по театру и пока решил не повышать. Однако положение все равно бедственное. Если бы помещение арендовали у города, а не у частного лица, оно обходилось бы в разы дешевле. Но городские власти, которые, в частности, выдавали театру стоящие на «Стене почета» грамоты, на просьбы помочь театру с местом пока не откликаются.
Театр может существовать и без помещения. «Погрузим реквизит в грузовичок, наклеим на кузов плакат «Театр Вкуса» и будем давать представления под открытым небом», — говорит Юра. Но тогда у самого домашнего театра не будет дома.
Помочь театру можно, переведя деньги на счет в банке. Реквизиты:
ООО "Театр Вкуса"
ИНН: 7707746981
КПП: 770701001
ОГРН: 1117746274216
127055, Москва, Новолесной переулок 11/13
р/с 40702810000001436151
в ЗАО "Райффайзенбанк" г. Москва
ул. Троицкая д.17 стр.1
БИК 044525700
счет №30101810200000000700
Отчет о расходовании средств будет опубликован на сайте театра: teatrvkusa.ru
Наталия Зотова
|