«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ДЛЯ БЕЗРАБОТНЫХ
Протискиваясь сквозь городские пробки, юркие белые микроавтобусы с призывной надписью на борту «Работа есть!» и телефоном горячей линии департамента труда и занятости населения города Москвы едут на очередной вызов. У специалистов департамента под рукой самые современные средства для борьбы с безработицей — «умные» компьютеры с банком вакансий, содержащим огромный выбор профессий.
Эти автобусы хорошо знакомы москвичам, ведь «скорая помощь» для безработных работает в столице уже второй год. Когда сотрудники службы занятости только внедряли эту новую форму работы, доходило до курьезов. Горожане звонили в районные центры занятости и спрашивали: «А ко мне домой приедете?» Некоторые москвичи решили, что автобус будет выезжать по вызову прямо на дом или доставлять безработных к будущему месту службы. Вот и приходилось специалистам департамента терпеливо объяснять, где найти информацию о маршруте мобильных служб занятости.
«Гора» пришла к Елене Васильевне
К сожалению, даже сейчас не все знают, где находится районный центр занятости, а многие просто стесняются туда прийти или опасаются, что придется томиться в очередях. А тут задача упрощается. Скажем, человек спешит по своим делам, замечает микроавтобус, заходит и через 10-15 минут получает распечатку с вакансиями. Как будто гора сама пришла к Магомету.
План поездок, как правило, расписан на ближайшие месяцы, ознакомиться с ним можно на сайте департамента www.trud.mos.ru.
Елена Васильевна потеряла работу осенью прошлого года, после того, как на предприятии решили избавиться от лишних экономистов. С тех пор она в поиске, правда, пока безрезультатном. Работодателей, по словам женщины, не устраивает ее возраст — 56 лет, хотя она полна сил, а те вакансии, которые ей предлагают, не подходят уже самой Елене Васильевне из-за низкой зарплаты. И вот теперь она решила попытать счастья с помощью новых технологий.
Женщина с любопытством разглядывает сияющий на солнце новенький микроавтобус департамента труда и занятости. Зайдя внутрь, располагается в кресле. Здесь уютно, но без излишеств. Столы для посетителей и мониторы, закрепленные для удобства на уровне глаз, отделены от рабочих мест специалистов службы занятости стеклянной перегородкой.
— Предъявлять документы или вставать на учет, чтобы воспользоваться услугами мобильного центра, необязательно. Соискатель называет свою сферу деятельности, предпочтительные должность и зарплату. По желанию мы можем подобрать определенный округ, — объясняет технологию поиска вакансий ведущий специалист отдела информации департамента труда и занятости Москвы Роман Павлов, который пытается трудоустроить Елену Васильевну. — Причем в любой момент человек может остановить поиск и уточнить информацию по той или иной вакансии. Например, запросить другой уровень зарплаты или категорию занятости. Это может быть временная работа, общественные, работа с гибким графиком или надомная. Само собой, мы предлагаем только те вакансии, чьим требованиям отвечают профессиональный опыт и навыки соискателя. Цели дать как можно больше вариантов (неважно, подходят они или нет) мы перед собой не ставим.
Работа на миллион
Скорость подбора вакансий зависит от того, что именно человек хочет, в среднем этот процесс занимает около получаса.
— Мы готовы распечатать все подобранные вакансии, но, как правило, люди выбирают 20-30 штук. Больше берут редко: боятся запутаться, — продолжает Роман Павлов. Тем временем Елена Васильевна набрала искомые предложения о работе, их оказалось 24.
— Сегодня же позвоню работодателям. Может, повезет, — радуется женщина.
Чтобы ускорить процесс, в команде мобильной службы занятости обычно одновременно работают два специалиста. Коллеге Романа достался крепкий орешек. Солидного вида мужчина, юрист по образованию, как оказалось, имеет массу требований к будущей работе: ему и округ нужен только Центральный, и зарплата достойная — от 50 тысяч рублей.
— На данный момент в ЦАО 65 вакансий юриста, — рапортует специалист службы и вежливо интересуется: зарплата 1,25 млн рублей в год вас устроит? В коммерческом партнерстве как раз вакантна должность главного юрисконсульта. Требования к претенденту хоть и серьезные — профильное образование, свободное владение английским и испанским языками, опыт работы, — зато фирма в долгу не останется, даже аренду жилья оплатит.
— Почему бы и нет? Нужно все шансы использовать, — клиент, похоже, не робкого десятка, а еще говорят, на биржу приходят только неудачники.
— Многие, находясь в поиске работы, настраиваются исключительно на высокую зарплату, — рассказывает Роман Павлов, когда будущий «миллионер» удалился. — Крайне редко безработные хватаются за первую попавшуюся вакансию, чаще выбирают. Благо есть из чего.
Профессии под заказ
Передвижные центры занятости имеют возможность оперативно выходить в интернет и помимо городского банка данных пользоваться информацией таких ресурсов, как, например, «Работа в России». Таким образом, находясь в двух шагах от своего дома, человек легко найдет работу не только в Москве, но и в другом регионе России. Помимо этого, у сотрудников мобильного центра занятости имеются специальные программы, позволяющие для проведения расширенного поиска заходить на сайты кадровых агентств. Наибольшим спросом пользуются рабочие специальности: слесари, водители, токари.
Очень часто «маршрутки» приезжают в военные городки, детские дома (незадолго до выпускных вечеров), районы массовой застройки, учреждения для инвалидов. Например, такая ситуация: на крупном предприятии ожидается серьезное сокращение — туда и направляется передвижной центр занятости. И еще до того, как работники станут официально безработными, специалисты стараются подобрать им новое рабочее место.
Летом мобильные центры приходят на выручку выпускникам вузов.
— Разумеется, базу данных для них мы формируем под конкретные специальности, которые освоили, например, выпускники учебного заведения, — объясняет Роман. — Кроме того, у наших сотрудников всегда под рукой вакансии городского банка данных. На помощь специалистам, осуществляющим подбор вакансий, уже на месте придут профориентаторы и психологи, которые определят склонности и профессиональные навыки соискателей. Таким образом, мобильные центры занятости будут работать под заказ. Их основные преимущества — доступность, адресность и оперативность.
Виктория Калиневич
|