ОТДЫХ ЕЙ НЕ НУЖЕН!
У жительницы Ужгорода Анны Карбовской трудовой стаж насчитывает 78 лет. Но главное то, что женщина, которой исполнилось 92 года, до сих пор работает полный день! У Анны Григорьевны живой ум, она интересуется периодикой, пользуется интернетом, каждое утро делает зарядку и раз в неделю обязательно посещает парикмахера. Своим личным примером она опровергает распространенное мнение, что с выходом на пенсию активная жизнь заканчивается.
Бухгалтер в 14 лет
Мы встретились с Анной Григорьевной в туристическом оздоровительном комплексе «Свитанок», где она работает главным бухгалтером. Большую часть жизни она прожила в Ужгороде, хотя родилась в Киеве и до сих пор считает столицу своей настоящей родиной.
— Киев своего детства я очень хорошо помню, — замечает Анна Карбовская. — И теперь, когда приезжаю туда, обязательно гуляю по старым любимым местам. Родилась я на улице Трехсвятительской, недалеко от Михайловского собора. Родители умерли рано, поэтому воспитывалась у тети. В 14 лет поступила в финансовый техникум. По правилам туда принимали только с 16 лет, но для меня сделали исключение из-за высоких вступительных баллов.
Тогда же, с 14 лет, я параллельно начала работать бухгалтером в магазине канцтоваров на Крещатике. Это была моя первая работа. Записей в трудовой книжке о ней нет, поскольку такого понятия, как «трудовая книжка», тогда еще не было. Первая зарплата — около 50 рублей. Кроме нее я получала стипендию, а также плату за трудовую практику. На эти небольшие деньги мы и жили с тетей-пенсионеркой — одевались, покупали продукты...
— Начало войны застало вас в Киеве?
— Да. Я вышла замуж в 19 лет, родила сына, которому в 41-м было два годика. Мужа сразу забрали на фронт, и больше мы не виделись, он пропал без вести... Эвакуация забросила нас в Республику Марий Эл, на станцию Куяр, что в 12 километрах отЙошкар-Олы. Приехали мы туда зимой, а я в калошах, обутых на босоножки. Когда поезд остановился, с платформы пришлось прыгать прямо в снежный сугроб...
Думала написать книгу о пережитом, когда выйду на пенсию, да все никак не получается, — смеется Анна Григорьевна. — После окончания войны мы вернулись в Киев. Дом наш был разрушен, жить негде. Я устроилась главным бухгалтером в гостиницу «Днепр» на бульваре Шевченко, где нам с сыном выделили комнату. А через год второй раз вышла замуж и переехала с ребенком к родителям супруга. В 1949-м мужа направили на работу в Ужгород. Я очень не хотела уезжать из Киева, но супруг убедил. Описывал областной центр Закарпатья как уютный городок европейского типа. А когда мы с сыном приехали, встретил нас на вокзале с конным экипажем.
Смешно предлагать свои услуги
Основная профессия Анны Григорьевны — бухгалтер. За свою долгую карьеру она работала в должности главного бухгалтера на многих предприятиях Ужгорода. Пенсию женщина оформила, как и полагается, в 55 лет (еще в 1975 году!). И с тех пор продолжает работать восемь часов в день. Общий трудовой стаж у нее 78(!) лет.
— За все время, начиная с 1934-го, у меня был перерыв всего два с половиной года, — продолжает Анна Григорьевна. — Около полугода заняли связанные с войной переезды, а остальное «ушло» на рождение троих детей. Тогда ведь декретные отпуска не были такими продолжительными, как теперь. Прошли после родов шесть недель — отдавай младенца в ясли, а сама выходи на работу. Да я и привыкла работать. Советская власть сделала нас такими трудоголиками, что без работы себя просто не мыслю.
— Но не все же, кто воспитан советской властью, трудятся до 90 лет с хвостиком!
— Я 15 лет проработала главным бухгалтером стадиона «Авангард», при мне предприятие создавалось. Узнав в нынешнем году, что оно ликвидируется и я потеряю работу, от одной этой мысли пришла в ужас. К счастью, многие люди знают меня как квалифицированного специалиста, с которым можно спокойно работать. Когда директор «Свитанка» пригласил к себе, я согласилась, хотя поступали и другие предложения. А искать работу самой... В моем возрасте было бы смешно ходить по предприятиям и предлагать свои услуги.
Вот читаю объявление в газете: «Нужна домохозяйка до 35 лет». Или для мужчин — вакансия инженера, но до 45 лет. Ну как же так? Ведь это морально убивает человека. 45 лет для мужчины — расцвет сил, а ему говорят: он уже стар, чтобы работать. Безобразие какое-то!.. Лично мне работа нужна не для того, чтобы получать деньги, а для жизни. Потому что человек, который трудится, поддерживает тонус. Как у женщины бывает в выходные: уже полдень, а она еще в халате, надетом на ночную рубашку. А так ты знаешь, что нужно утром встать и привести себя в порядок. И это человека держит.
Жизненный рецепт
Потом — общение. Какие бы дети ни были золотые, но у них своя жизнь, свои заботы, и времени на общение с родителями часто не хватает. Между тем пожилому человеку общение очень нужно. Если работаешь, поддерживаешь отношения с людьми, то чувствуешь, что востребован. А раз востребован, значит, стоит жить. У меня такое ощущение (возможно, ошибочное), что если брошу работу, то окажусь за бортом — никому не нужной, без пользы для общества. Это угнетает.
— Странно, ведь большинство людей только и ждет, чтобы выйти на пенсию и отдохнуть.
— Какой отдых? Мне он не нужен. Перерыв в работе необходим, когда воспитываешь маленьких детей. Чтобы встретить дома сына из школы и накормить, а не повесить ему на шею ключ и переживать, не голодный ли.
— Откуда у вас силы для работы? Придерживаетесь какой-то специальной диеты, занимаетесь физкультурой или, возможно, все дело в генах?
— У меня обычный образ жизни. Единственное — каждое утро уже на протяжении многих лет по 30-40 минут делаю зарядку. В основном лежа (есть проблемы со спиной и ногами). Еда обычная. Избегаю жирного, но никаких специальных диет не придерживаюсь. Могу, например, съесть кусочек торта. Кофе не пью, только чай. Вообще стараюсь употреблять много жидкости. А в компании иногда позволяю себе шампанское. Относительно генетики трудно сказать. Родители умерли рано, зато брат прожил 94 года.
— На здоровье человека всегда сказывается его деятельность. Но ведь работа главного бухгалтера — не из легких.
— Действительно, неблагодарная работа. Потому что все грехи, которые кто-то где-то допустил, документально стекаются в бухгалтерию. Потом постоянные финансовые проблемы... Радости от этого мало. Но, с другой стороны, получаешь удовольствие, когда удается решить вопрос. Мне везло с работой, никаких плохих ассоциаций с ней нет. Иногда человек, работавший со мной лет 30 назад, специально переходит улицу, чтобы поздороваться. А я стою и думаю: «Где же мы с ним пересекались?» Лишь когда скажет какую-то подробность, вспоминаю. И это очень приятно. Потому что работа работой, а главное — оставаться человеком. Мне кажется, любой негатив (зависть, нечестность) съедает здоровье. А если человек сам отдает и получает позитивные эмоции, то дольше живет. Вот такой рецепт...
Ярослав Галас, Ужгород
|