Виктория ТОКАРЕВА, писатель: ЧТОБЫ ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНУЮ И УДИВИТЕЛЬНУЮ, НАДО ИМЕТЬ ЗДОРОВЬЕ, ЧИСТУЮ СОВЕСТЬ И ЛЮБОВЬ
Викторию Токареву, у которой сегодня юбилей, исполняется 75 лет, можно отнести к тем немногим советским писателям, чья популярность осталась неизменной и в наши дни. Всенародная слава пришла к ней вместе с фильмами, для которых она написала сценарии: "Джентльмены удачи", "Мимино", "Шла собака по роялю" и другие. Кроме этого, Виктория Токарева - автор множества рассказов и повестей, издаваемых и переиздаваемых в последнее время огромными тиражами. Такая популярность не мешает ей оставаться простой и доступной в общении. Виктория Токарева красивая, обаятельная, умная и остроумная, оптимистка при всех обстоятельствах.
Жизненная философия
— Я недавно снова смотрел вашего "Мимино". И хотя знаю наизусть, все равно, переживал за ваших неунывающих героев. Чем вам лично Мимино близок и какие черточки вашего характера он отобразил?
— Это история о том, что человеку хорошо не там, где ему может быть хорошо по представлениям других, а там, где он нужен. Каждый из нас лучше чувствует себя там, где без него не могут обойтись. Это моя жизненная философия.
— А что человеку нужно? Есть ли отдельное счастье для мужчины и для женщины, и может ли у них быть совместное счастье?
— Это зависит от характера человека. Мой характер скорее мужской. Мне помимо мужчины еще интересно мое дело. И дело это требует от меня много сил. А есть женщины, которые находят счастье только в любви и больше ни в чем.
— Вы разрушаете очень многие женские стереотипы. Вы говорите, что неважно, когда случаются романы на стороне, важно, чтобы это не проникало в дом и не разрушало семью.
— Биологически мужчина полигамен, он не может сохранять всю жизнь верность одной женщине, потому что это не в его природе. Я весной вижу, как селезни ходят вокруг уток, а через какое-то время, когда появляются утята, утка учит утят плавать, а селезня уже и близко нет. В животном мире моногамны только волки и лебеди. А среди людей... Женщин ведь вокруг так много. Они все прекрасны, как цветы. Мужчина естественно хочет вдохнуть аромат многих цветов, что он будет сидеть возле одной. Это, по-моему, будет ошибкой с его стороны.
— Вы всегда были красивой женщиной. Вам эта красота помогала в жизни и в литературе?
— Помогала — не помогала, не в этом дело. Для женщины красота необходима. Без нее ей и ни туда, и ни сюда. Все женщины красивы по-своему. Некрасивых женщин очень мало. Есть женщины, которые сами себе неинтересны. Вот они некрасивы. А если женщина сама себе интересна, то она всегда красива.
Все нажитое остаются в ящичке
— На чем основывается ваше утверждение, что второй брак лучше первого?
— Я всю жизнь прожила в одном браке. Я трусливый человек. Я боялась что-то изменить, как бы ни было хуже. Поэтому я и прожила в одном браке. А то, что я говорю, не имеет отношения к тому, что я делаю. Я могу говорить одно, а делать другое.
— Когда вы говорите, что жить надо как хочешь, какая жизнь кажется вам самой правильной? Каким принципам должен следовать человек, чтобы жизнь ему казалась прекрасной и удивительной?
— Когда человек ложится спать, то все, что он нажил — деньги, ключи от недвижимости, от дачи, машины, он оставляет в ящичке стола или в кармане пиджака. А ложится он спать с тремя составляющими — это здоровье, совесть и любовь. И эти составляющие и есть основное содержание человеческой жизни. Для того, чтобы прожить, как вы говорите, жизнь прекрасную и удивительную, надо иметь здоровье, чистую совесть и любовь. И я бы прибавила к этому детей, потому что лично я очень люблю эту сторону жизни.
— А как надо жить? Вы как-то говорили, что однажды попытались помочь одному талантливому юноше, и ваш начальник из киноискусства в ответ на это вам сказал фразу, которую вы определили как замечательную — пусть пробивается сам и оставляет мясо на заборе. Сейчас, как, впрочем, и всегда, много людей, которые чего-то хотят достигнуть в жизни. Обязательно ли при этом надо оставлять мясо на заборе? Или это не обязательно идти на такие жертвы, чтобы чего-то достигнуть?
— Раньше при всех цензурах, чиновниках, госкино надо было оставлять мясо на заборе. А сейчас просто невозможно пробиться вообще. Тебя никто не прочитает, если ты что-нибудь напишешь. Это надо быть раскрученным. А для того, чтобы раскрутить, нужна реклама. А для того, чтобы была реклама, нужны деньги. Сейчас время гораздо более драматическое для начинающих, чем раньше. Раньше было получше. А сейчас никуда и ничего. Кошмар.
Жизнь не как испытание, а как благо
— Вы сейчас одна из самых издаваемых писателей. Вы свою популярность ощущаете или нет? И в чем это сказывается?
— Я ощущаю. А сказывается это прежде всего в материальной независимости, которая сейчас в наше время безумно важна. Представляете, я как бы начинаю сейчас втекать в третий возраст и человек в третьем возрасте, да еще без денег, это было бы ужасно. А так материальная независимость — это прекрасно, приятно очень. Это дает возможность жить комфортно.
Еще популярность проявляется в том, что мне звонят, постоянно куда-то приглашают, в телевизор зовут. Какой-то интерес ко мне как к личности заставляет подтягиваться. Это приятно.
Для меня довольно привычно, когда мне говорят — у меня была очень тяжелая ситуация, и я выжил только благодаря вашим книгам. Мне это слышать необходимо, потому что для того, чтобы писать, нужно быть уверенным, что это нужно не только тебе, а кому-то еще.
— Это правда, что у вас есть ваш ангел-хранитель, который вам помогает во всех жизненных ситуациях, а если кто против вас, то этот ангел-хранитель его наказывает?
— Бывает, бывает. Но он отнюдь не такой суровый, как вы говорите. Хотя бывает, я попрошу что-нибудь у каких-то начальников, они мне отказывают. А потом я звоню через месяц, а они уже там не работают, их уже сняли.
— А разве вам возможно отказать, такой красивой, обаятельной женщине? Не могу себе этого представить.
— Вы ошибаетесь. Мне запросто могут отказать. Потому что надо давать взятку. Всем плевать на обаяние и красоту и даже на известность. Если чего-то хочешь, то неси деньги. Деньги не несешь, ничего не получишь. Я бы и несла, но я не знаю, сколько и кому.
— А вообще, как вы считаете, жизнь хорошая штука и надо ли часто улыбаться?
— Улыбаться надо столько, сколько хочется. Не будешь же ты ходить и улыбаться как кретин, если тебе не хочется. Мировоззрение — пессимизм и оптимизм — это свойство ума. Как правило, человек умный и продвинутый воспринимает жизнь как благо. Мне в свое время Феллини, прочитав мою книгу, написал письмо и сказал — какое доброе дарование, она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо. Все зависит от восприятия жизни.
Конечно, ментальность русских женщин другая, чем западных. В русских женщинах есть такая черта, которая называется самопожертвование. Западные женщины этого совершенно лишены. Они не собираются жертвовать никем, ничем и во имя никого. Но это кому как нравится. Я, например, готова пожертвовать собой и нахожу в этом огромный кайф.
Михаил Бузукашвили
|