КАКОЕ ОНО — ПРАВОСЛАВИЕ В ЧЕЧНЕ?
26 декабря решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви в пределах Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики образована Махачкалинская епархия, выделенная из состава Владикавказской епархии. Какое оно — Православие в Чечне?
Корреспондент Валерий Богатов побывал в столице Чечни и пообщался со священником Григорием Куценко. Отец Григорий - настоятель единственного православного храма в Грозном - Архангела Михаила, благочинный Грозненского округа.
Восстановление храма
В конце 2009 года архиепископ Владикавказский и Махачкалийский Феофан благословил меня на несение пастырского служения в Храме Архангела Михаила Грозного штатным священником, - рассказывает священник Григорием Куценко. - При всем внешнем благолепии — очень мало православных. Поэтому главная задача, поставленная передо мной владыкой Феофаном, — катехизация. Чтобы у людей появилась возможность жить по-христиански!
Я думал, что ко мне будет презрительное отношение со стороны мусульман. Не замечаю. Если и есть какие-то инциденты – то незначительные. В общественном транспорте люди относятся достаточно уважительно и даже радуются тому, что появился православный священник, которому можно вопрос задать.
Наш храм был основан в 1892 году. В советское время он не закрывался. Штат священников здесь в то время, представьте себе, состоял из пяти человек!
Наш храм пострадал во время первой войны, а во время второй войны пострадал еще больше. Исчезло много икон, литературы, священнических облачений. А в 2004–2006 годах началось восстановление — его начали возводить на старом фундаменте. К 2009 году, по указанию главы республики, храм был обновлен, купола были позолочены, а стены были выкрашены в белый цвет.
Расписывала храм группа иконописцев из Ставрополья. Весной 2009 года храм был освящен и началась его новейшая история.
Руководство республики обещало восстановить при храме гостиничный комплекс. Пока он не восстановлен и это обстоятельство тормозит развитие полноценной духовной жизни в Грозном, да и вообще по всей Чечне. Люди из разных уголков республики приезжают в Грозный помолиться у нас. Пока, к сожалению, мы не имеем возможности их достойно принимать.
«Мама, а почему я ношу крестик?»
Я своим прихожанам говорю: «По вам, по вашему поведению, будут судить обо всем христианстве вообще. По вашему внешнему виду, по тому, как вы говорите, по тому как вы ведете себя на людях и дома. Своим присутствием надо проповедовать веру Христову».
Основной костяк прихода – это пенсионеры. Они в меру своих сил стараются приложить усилия, чтобы приходская жизнь менялась в лучшую сторону. Радостно, что появляются и молодые люди.
Некоторые жили здесь раньше, кто-то тут работает или служит по контракту. А в этом году один молодой человек из Грозного впервые за двадцать с лишним лет поступил в духовное учебное заведение — Владикавказское Духовное Училище.
Стали появляться и дети в храме. И мы начали строить на территории храма детскую площадку. Детям же тяжело: стоять, не пошалишь. А если у нас будет детская площадка – дети смогут поиграть и друг с другом познакомиться. Живя в разных уголках Грозного, они могут познакомиться только тут. Это поможет им осознать, что они не одни.
Одна мама рассказывала как, возвращаясь из детского сада, ребенок спрашивает: «Мама, а почему я не читаю Коран? Мама, а почему я не молюсь, как они молятся? Мама, а почему я ношу крестик? Почему я один?»
В Итум-Калийском районе, по свидетельствам отдельных военных, с которыми мне приходилось общаться, находились каменные кресты или пещеры наподобие келий, которые указывают на то, что здесь христианство присутствовало изначально. На границе Ингушетии и Чечни есть развалины, которые похожи на разрушенные храмы.
А после начала Кавказской войны народ, который воевал с царской Россией, конечно же, вынужден был определиться… Раз царь – православный, то я не буду православным, я буду мусульманином. Принимали ислам в большом количестве - XVII-XIX века – время исламизации Чечни. Мне кажется, что ключевую роль сыграла именно та война.
«Наши предки были христианами»
Были отдельные тейпы, которые, как я слышал, были православными — Тейп Гуной, например. Их называли свиноедами. Они не считали себя мусульманами, ели свинину, некоторые из них были православными. Они вступали в браки с казаками и это позволяло им приобщаться к христианской культуре.
От отдельных чеченцев я не раз слышал: «Наши предки, действительно были христианами, бесспорно». Началось все, наверное, с того, когда представители СМИ начали вспоминать события, которые происходили в XIX веке во время Кавказской Войны. Они и сейчас продолжают эту деятельность – берут эту рану и теребят ее.
Конечно же, репрессии. Сталинское выселение чеченцев, ингушей, кабардинцев сегодня серьезно вспоминают, с большой болью. Человек с детских лет слышит о том, что его права или права его родителей были сильно ущемлены.
Учитывая кавказский менталитет, мы можем говорить о том, что на этом сыграли силы, которые были заинтересованы в том, чтобы расколоть и раздробить могучий Советский Союз, который представлял из себя серьезную угрозу, для Запада в частности. Силы сработали.
Но повторюсь — в данный момент, я не замечаю никакой неприязни к русскому населению.
Очень радостно и приятно мне было увидеть в этом году православных людей, которые накануне Пасхи приехали к нам в храм. Помолившись в этом храме, в котором кто-то из них был крещен, кто-то венчан, кто-то крестил своих детей, они поехали на кладбище, на места где были захоронены их родные и близкие, чтобы привести их в должный вид.
В ближайшее время мы надеемся создать сайт грозненского благочиния или нашего храма, чтобы можно было как-то контактировать с теми людьми, которые хотели бы приехать сюда.
Записал Валерий Богатов
|