ЗОЛУШКА НА ВСЕ ВРЕМЕНА
25 лет назад, 29 декабря 1987 года, ушла из жизни знаменитая Золушка, сыгравшая главную роль в культовом советском фильме, которому в этом году исполнилось 65 лет. Хотя Янина Жеймо снялась в трех десятках фильмов, она осталась в истории кино актрисой одной роли. Все ее помнят как Золушку в послевоенной картине Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро. Кажется, что с ее данными — огромными лучистыми глазами, нежным голосом, изяществом и грацией, ростом 148 (!) сантиметров и 31 размером обуви — она была просто рождена для этой роли.
Вообще, на долю этой хрупкой женщины выпало много жизненных испытаний, но у нее, как и у ее знаменитой героини, доставало мужества и мудрости выходить из них, не озлобясь и не кляня весь род человеческий. Сегодня об актрисе вспоминает ее дочь Янина Андреевна Костричкина.
Цирковая малышка
— Маму я помню, наверное, лет с трех-четырех, — рассказывает Янина Андреевна, — и, как и любому ребенку, она казалась мне самой красивой, умной и доброй. Одно из самых главных моих детских ощущений — идеальная чистота в доме: мама очень любила убирать в квартире. Дело в том, что когда она была маленькой, в семье, кроме нее, росли еще три сестрички, мама была второй по старшинству. Между девочками были распределены домашние обязанности: старшая помогала готовить, а мама убирала. А вот кулинарию она не любила. Конечно, готовила, как и всякая женщина, но без удовольствия.
— О своем детстве вам рассказывала?
— Слушать ее было наслаждением. Тем более что детство ей выпало очень интересное. Мама родилась в семье цирковых артистов. Они все время переезжали с места на место, что, с одной стороны, было увлекательно (каждый раз — новый город), а с другой — сложно, потому что означало новую школу, незнакомых учителей и учеников. Как правило, для детей это серьезный стресс.
Зато все свободное от школы и домашних заданий время они с сестрами проводили в цирке: смотрели, как репетируют другие, и репетировали сами. Цирковая малышня с самого нежного возраста умеет и сальто крутить, и собачек дрессировать.
— Говорят, что именно цирковому детству Янина Болеславовна была обязана своим маленьким ростом — якобы ей приходилось носить тяжести на голове, вот и не выросла...
— Не знаю, откуда пошла эта легенда, она не имеет под собой никаких оснований. Мама, как и следующая за ней сестра, всегда была маленькой, а самая старшая и самая младшая — нормального среднего роста. Когда умер мой дедушка и цирковая труппа «6 — Жеймо — 6» распалась, ей было 13 лет. Моя бабушка, которая имела очень хороший голос, со старшими девочками перешла на эстраду: она пела, а дочери играли на концертино и ксилофоне.
Эстраду мама не любила, она уже тогда мечтала сниматься в кино, но бабушка даже думать ей об этом запретила: «Ты поступишь в училище, будешь целыми днями пропадать там, а как же наши выступления, которые нас кормят?».
— Но ваша мама все равно поступила в ФЭКС — Фабрику эксцентрического актера...
— А там преподавали еще совсем молоденькие Трауберг и Козинцев, которые впоследствии стали знаменитыми режиссерами. И мама, которой бабушка не давала денег на трамвай, бегала на занятия пешком через весь город. Но поскольку в молодости сил у человека много, она успевала не только учиться, но и выступать на концертах, поэтому бабушка успокоилась и не возражала против занятий.
Сталин не любил Жеймо
— Ваша мама перенесла в роль Золушки какие-то свои черты?
— Они действительно во многом похожи. Во время работы над фильмом мама много спорила со Шварцем: ей казалось, что фильм получается слишком сентиментальным.
Например, в сцене, когда Мачеха приказывает Золушке надеть туфельку Анне, по сценарию та бросалась помогать. Но мама в силу своего характера с этим не согласилась: «Это неправильно, она уже влюбилась в Принца, поэтому не может своими руками разрушить свое счастье, да и вообще Золушка у вас какая-то сиропная получается». Поэтому в кадре мама и отрезала: «Не буду!». И Раневская тут же ей подыграла, сказав что-то о том, что отдаст отца Золушки на растерзание диким зверям. И только тогда Золушка соглашается — ради папы. Мне, в ту пору 16-летней девочке, Фаина Георгиевна нравилась безумно — она была такая остроумная. Вообще, они с Эрастом Павловичем Гариным много смешного придумали для фильма.
— Трудно поверить, что в этом фильме ваша мама снималась в 37 лет...
— На всякий случай режиссеры попробовали на главную роль хорошенькую и изящную девочку, будущую балерину — ученицу хореографического училища, которой, как и Золушке, было 16 лет. Но худсовет ее не одобрил: «Девочка, конечно, хорошая, но она совершенно непрофессиональна. Лучше хорошо снимите Жеймо, она сыграет все, как надо». Никто не возражал, и мамина кандидатура была утверждена единогласно.
— Правда, что Янину Болеславовну не любил Сталин?
— Он недоумевал: «Разве могут быть такие героини?». Ему нравились красивые, статные — такие, как Любовь Орлова. Он и Марину Ладынину поэтому недолюбливал. Несколько раз подавали документы на присвоение маме звания заслуженной артистки, но Иосиф Виссарионович всегда ее вычеркивал. Она относилась к этому спокойно, говорила: «Ну и что? У нас много народных артистов, о которых этот самый народ спрашивает: «А кто это?». Если же тебя знают без всякого звания, это гораздо дороже стоит».
Маму зрители действительно любили, особенно в ее родном Ленинграде. Ходить с ней по улицам было не очень приятно: нас постоянно окружала толпа, все так и норовили потрогать руками.
— Почему после «Золушки» она практически не снималась?
— После войны наступило время так называемого малокартинья — на весь Советский Союз делали всего девять фильмов в год. В то время со студии сокращали даже народных артистов, таких, как Николай Черкасов и Юрий Толубеев. Маму перевели в Москву, в Театр киноактера. То, что она туда попала, я считаю большим счастьем.
Во-первых, там был замечательный коллектив, а во-вторых, тогда начали дублировать иностранные фильмы и ее часто приглашали на дубляж. Она любила эту сложную работу.
— Невозможно прожить жизнь без страданий и потерь. Как Янина Болеславовна выходила из стрессовых ситуаций?
— Несмотря на свой рост и кажущуюся беззащитность, она была очень сильным человеком. Нет, мама не умела ходить по трупам и расталкивать всех локтями, но у нее была цирковая закалка — она ценила окружающих, в том числе партнеров, и никогда не тянула одеяло на себя. Если же с ней что-то случалось, старалась себя перебарывать.
Людмила Грабенко
|