БОРЩ И КАША – ГЛАВНЫЕ УГОЩЕНИЯ
6 января — Рождественский сочельник, — последний день Рождественского поста. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.
Заглянул на огонек мужчина - добрый знак
Сочельник — это канун праздника Рождества. Он представляет собой торжественное застолье, которое начинается с того, что все собравшиеся приступают к еде, но только после того, как появляется первая вечерняя звезда. Обычно это происходит еще до наступления темноты, в сумерках.
В канун Рождества на столе обязательно должны стоять двенадцать постных блюд, среди них: борщ, вареники, голубцы с пшеном, гречневая каша с конопляным молоком, квашеная капуста, моченые яблоки и соленые грибы, маковые коржики и компот из сухофруктов. Главное угощение богатого вечера — кутья (сладкая пшеничная каша с медом, маком, орехами и фруктами). Готовить кутью полагалось с молитвой и чистыми мыслями. Мяса, а в некоторых домах и рыбы, на столе не было, ведь до появления на небе первой звезды еще длился Рождественский пост.
Наши предки верили, что двенадцать блюд на святой вечер — залог будущего благосостояния, поэтому даже самые бедные семьи делали все возможное, чтобы собрать достойную трапезу. В этот день следует употреблять сочиво, т.е. хлебное зерно, размоченное в какой-либо жидкости. Это может быть вода, бульон, подливка, мед и т.д. Есть в ритуальном застолье сочельника и еще два-три блюда, которые являются обязательными. К ним относятся печеная рыба, желательно целая, которая может заменяться отварной целой рыбой, и, наконец, густой компот-взвар, состоящий из разных целых или разрезанных лишь пополам фруктов и варенья из целых ягод.
Однако, перед тем как начать трапезу, существовал определенный обряд. Согласно ему, глава семьи брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с нем вокруг избы. После этого он должен был несколько ложек кутьи выбросить за дверь на двор, угощая духов. И, широко открыв дверь, приглашал на кутью Мороз и просил его «не нападать весной на жито, пшеницу и всякую пашицу», т.е. не губить посевы.
Саму кутью ели молча из общей чашки. В недоеденной кутье нужно было оставить свои ложки, что символизировало подаяние бедным странникам. У славян было принято ставить на стол один лишний прибор на случай, если вдруг в дом пожалует гость. На этот счет даже существовало такое гадание. Так, если на огонек заглянет холостой темноволосый мужчина, это расценивалось как очень добрый знак, сулящий в следующем году удачу и достаток. Явится женщина — голод и болезни обеспечены.
Зажиточные семьи даже специально нанимали человека, чтобы он в назначенное время пришел и поздравил всю семью. И все же ужинать в Святой вечер принято в кругу самых близких родственников. Трапеза начиналась с молитвы и приглашения к столу душ умерших предков и родичей, пропавших без вести.
На столе должно быть сено
Этот древний обряд совершался с большой серьезностью и строгостью, хотя и воспринимался крестьянами как своеобразная игра, забава. Он вносил в настроение всех обитателей дома оживление и радость. Кутейный вечер ознаменовал как начало праздника, долгого и затейливого.
Перед началом трапезы в доме зажигались лампадки, восковые свечи, читались молитвы, стол покрывался сеном или соломой. Только после этого семья приступала к угощению. Каждый атрибут представлял собой мистико-религиозный символ. Так, сено напоминает о месте рождения Спасителя. Уже после вечери крестники идут к крестным отцам и матерям, чтобы поздравить их с Рождеством, несут кутью, пироги, а взамен получают подарки.
Поздним вечером начиналось колядование. В последнее время стали забывать этот обычай. Но никогда не поздно его возродить, чтобы он приобрел достойный вид песенного поздравления с христианским праздником и служил делу прославления Христа. И все же для настоящих верующих святочные дни есть повод лишний раз поблагодарить Бога за дарованное человечеству спасение, сходить в церковь, исповедаться. В эти дни принято ходить в гости, навещать больных, стариков, бедняков и даже заключенных, дарить им подарки, чтобы они могли разделить с нами радость Рождества.
В народе считалось, что очищенный сорокадневным постом человек имеет право заглянуть в будущее. Делалось это обычно с помощью полушутливых рождественских гаданий, в которых принимало участие большое количество людей, преимущественно молодежи. Особенно волновались девушки-невесты о замужестве в новом году: каков будет суженый, какое житье-бытье их ожидает. Для этого они, сняв башмачок или валенок, кидали за ворота. Если он падал носком к воротам, значит, еще рано выходить замуж, а если в любую другую сторону — следовало ожидать жениха, причем оттуда, куда укажет носок валенка.
Евгений Банников
|