ГРАЖДАНИН ВЫРАСТАЕТ В ДЕЛЕ

Пока наша школа продолжает заниматься патриотическим воспитанием ритуально, в череде сменяющих друг друга мероприятий, мы обрекаем наших детей на парадно-показное либо равнодушно-циничное, но в любом случае далекое от осмысленного отношение к собственной стране. Эта ситуация должна быть преодолена. 

В январе 2013 года Автономная некоммерческая организация «Центр социальных исследований и инноваций» начала апробацию в пилотных образовательных учреждениях 10 регионов России (Москва, Тульская, Тверская, Костромская, Челябинская, Новосибирская, Самарская, Свердловская, Иркутская области, республика Башкортостан) вариативной модели гражданско-патриотического воспитания школьников и учащихся профессиональных училищ и колледжей. 

В основу модели положены три идеи: 

1. Формирование российской идентичности взрослых и детей (подростков, молодежи). Российская идентичность человека – это его свободное отождествление с российским народом; включенность человека в общественную, культурную жизнь страны. Подлинный гражданин ощущает себя причастным прошлому, настоящему и будущему России. Для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город». 

2. Переход от воспитания «патриотизма гордости» к «патриотизму великодушия». Гордость избирательна, она сосредоточена только на «светлом» в истории и современности страны и умалчивает, скрывает «темное». В сложных, критических ситуациях «темное» прорывается и разрушает общественное согласие. Утверждая «патриотизм великодушия», мы формируем у молодого поколения не только радость от «светлого и приятного», но и честное переживание «темного и неприятного» в истории и культуре страны, трезвое и творческое отношение к настоящему и будущему. 

3. Утверждение деятельной гражданственности. Как не покажется парадоксальным, но даже на самом лучшем уроке обществознания, истории или литературы нельзя стать гражданином. Можно узнать о том, как кто-то другой был гражданином, познакомиться с образцами гражданского поведения. Но действительно стать гражданином можно только в практической общественной деятельности: в самоуправлении, в социальном или экологическом проекте, благотворительной акции и т.д.
Обеспечивают реализацию этих идей оригинальные образовательные технологии. Например, технология социально-образовательного проекта. Дети вместе со взрослыми не просто планируют и организуют свои действия на благо других людей, но обязательно изучают, почему возникла проблема, какая из государственных или общественных структур устранилась от ее решения, каковы различные варианты решения проблемы, рассчитывают их стоимость. В результате мальчишки и девчонки приобретают навыки социального предпринимательства, учатся решать общественно значимые вопросы творчески, экономно и ответственно. 

Другой пример – технология детско-взрослого образовательного производства, которая не замкнута в школьных стенах, а выводит детей и подростков в реальные социальные и экономические отношения. 

И превращается школьный фото-кружок в фото-видео-ателье, обслуживающее население города или поселка. Редакция школьной газеты перерастает в детско-взрослое издательство. Исследовательские группы старшеклассников объединяются в детско-взрослую социологическую службу, изучающую общественное мнение. Школьный музей становится музеем-клубом с системой открытых событий, со специальными интерактивными программами для населения. Педагогический отряд старшеклассников превращается в детско-взрослую педагогическую службу, работающую с малышами. Дизайнерская группа школы становится проектно-дизайнерской фирмой, помогающей учителям, семьям учеников и жителям преобразовать свои дома и окружающую среду. 

Такой опыт уже есть в ряде регионов нашей страны. Теперь в рамках проекта Центра социальных исследований и инноваций он будет обобщен и станет доступным для масштабной реализации по всей стране. 

Дмитрий Григорьев


 

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Январь 2013

Специальное предложение

В.С. «Старик ждал…»

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!