КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
Господь наш Иисус Христос, по возвращении Своем из Египта, пребывал в Галилее, в городе своем Назарете, где был воспитан, сокрывая от людей силу Своего Божества и премудрость до тридцатилетнего возраста, ибо не возможно было у иудеев никому ранее тридцатилетнего возраста принять сан учителя или священника. Посему и Христос не начинал Своей проповеди и не являл Себя Сыном Божиим и Первосвященником великим, прошедшим небеса (Евр 4,14), до тех пор, пока не достиг означенного возраста. В Назарете Он пребывал с Пречистою Своею Материю, сначала при мнимом отце Своем, Иосифе древоделе, пока тот был жив, и занимался вместе с ним плотническою работою; а потом, когда Иосиф умер, Сам продолжал то же дело, добывая трудами рук Своих пропитание для Себя и для Пречистой Богоматери, дабы и нас научить трудолюбию (Лк 3,23). 

Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни и наступало время Его Божественного явления народу израильскому, то, как говорит Евангелие, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в Пустыне (Лк. З,2), — глагол, посылавший его крестить водою и возвестивший ему знамение, по коему Иоанн должен был узнать пришедшего в мир Мессию. Об этом говорит в своей проповеди сам Креститель такими словами: Пославший меня крестить в воде сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (Ин 1,33)

Итак Иоанн, внимая глаголу Божию, ходил по всей стране иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Лк 3,3), ибо Он был Тот, о Котором предрек Исаия: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему (Ис 40,3). И выходила к нему вся Иудейская страна, и иерусалимляне, и крестились все у него в реке Иордане, исповедуя свои грехи (Мк 1,5). Тогда пришел и Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, чтобы креститься от него (Мф 3,13). Он пришел в то время, когда Иоанн возвестил о Нем народу, говоря: Идет за мною Сильнейший Меня, у Которого я не достоин наклонившись развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым (Мк 1,7—8 ).

После сего возвещения пришел Иисус креститься. Хотя Он и не имел нужды в этом, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии и Сам бывший источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения. Пришел Он креститься и для того, дабы освятить естество воды, пришел креститься, чтобы и для нас устроить купель святого крещения. Он пришел к Иоанну еще для того, дабы тот, узрев сходившего на крещаемого Святого Духа и услышав свыше глас Бога Отца, был неложным свидетелем о Христе.

Иоан же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне? (Мф 3,14) Он духом узнал Того, о Ком за тридцать лет взыграл младенец радостно (Лк 1,44) во чреве матери своей, потому и сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания, перешедшим с Адама на весь род человеческий. Но Господь сказал Иоанну: Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф 3,15).

Под правдою святой Златоуст разумеет здесь заповеди Божии, как будто бы Иисус говорил так: «поелику я совершил все заповеди, какие даны в законе, и осталась только одна — относительно крещения, то Мне подобает исполнить и эту». Крещение же Ианново также было Божественною заповедью как это видно из слов Иоанна: Пославший меня крестить в воде сказал (Ин 1,33). Кто же посылал? 

Очевидно, Сам Бог: был, — сказано в Евангелии, — глагол Божий к Иоанну (Лк 3,2). И еще потому крестился Иисус будучи тридцати лет от роду, что возраст тридцатилетнего, по словам Златоуста и Фефилакта, удобопреклонен ко всякому греху. Ибо возраст юношеский подвержен огню плотских страстей, при тридцатилетнем же возрасте — времени полного раскрытия сил мужских — человек подчиняется златолюбию, тщеславию, ярости, гневу и всяким грехам. Посему-то Христос Господь медлил принятием крещения до этого возраста, дабы во всех возрастах человеческой жизни исполнить закон и освятить все естество наше и подать нам силу побеждать страсти и остерегаться смертных грехов.

После принятия крещения Господь тотчас же, без всякого замедления, вышел из воды. Есть сказание, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его, доколе тот не исповедывал все грехи свои; после сего крещаемому дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде и потому евангелие прибавило, что Он вышел из воды тотчас (Мф З,16).

Когда же Господь выходил из воды, над Ним отверзлись небеса, блеснул свыше свет в виде молнии и Дух Божий в виде голубя сошел на Крестившегося Господа. Подобно тому как во дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя предуказало на окончание потопа греховного. А в виде голубя святой Дух явился потому, что эта птица чиста, любит людей, кротка, незлобива и не терпит ничего смрадного: так и святой Дух есть источник чистоты, пучина человеколюбия, учитель кротости и устроитель мира: притом же Он всегда удаляется от человека, пресмыкающегося в смрадной тине грехов. Когда же Дух Святой сходил, как голубь, на Христа Иисуса с неба, то слышался глас говоривший: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение (Мф 3,17). И Ему подобает слава и держава во веки веков. Аминь.

Свт. Димитрий Ростовский

Крещенский сочельник - егодня православные отмечают Крещенский Сочельник – вечер приготовления перед большим православным праздником,Крещением..


Крещенский сочельник – это расставание и со святочными забавами. В последний раз ходят по домам ряженые, шумят святочные карнавалы, — и наступает вечер, полный тайн, волнующих загадок, вечер гаданий…В стародавние времена наши предки свято верили в приметы этого дня: ведь те были очень важны для крестьянской жизни. Если метет метель — значит, пчелы будут хорошо роиться; если звезды яркие, то хлеба уродятся на славу; ясно днем в крещенский сочельник — к урожаю гороха; снег — к урожаю гречихи. Ну а если яркий месяц светит — быть весной широкому половодью…

Накануне Крещения на всех дверях, оконных рамах и на стенах домов ставят знаки креста освященным мелом, чтобы отвадить от дома беса. Благодаря такому нехитрому ритуалу в дом не сможет проникнуть никакая нечистая сила.

Крещение знаменито и своими гаданиями, которые отличаются от рождественских.Запомните, что перед гаданием надо снять с себя нательный крест, пояс, развязать все узлы, распустить волосы. Во время гадания нельзя скрещивать руки и ноги, а в помещении должно быть тихо и темно.

А грех гадания можно смыть, искупавшись в святой проруби или хотя бы умывшись святой водой. Наберите в тазик воды, возьмите много бумажек и напишите на них мужские имена и годы, начиная с 2011. Плотно скрутите листочки в трубочки и бросьте их в воду. Бумажки, развернувшиеся первыми, укажут вам имя суженого и год грядущей свадьбы.

Еще можно взять четыре одинаковых стакана: в один из них положите золотое колечко, в другой — кусок хлеба, в третий — обгорелую спичку, последний пусть остается пустым. Накройте все стаканы так, чтобы не было видно содержимого. Тот, кто задался целью узнать, чего ждать от будущей половинки, выбирает один из стаканов.

Если попался стакан с кольцом — поздравляем, брак будет заключен по любви. Хлеб сулит брак по расчету. Обгорелая спичка — к бедности. Ну а пустой стакан «говорит» о том, что спутник или спутница жизни еще не определены в вашей судьбе.

Можно попробовать и такой вариант: разложите по кругу бумажки с именами потенциальных (или пока только предполагаемых) женихов/невест. Теперь привяжите золотое кольцо к шелковой нитке и поводите над именами. Где колебания будут сильнее всего, — тот и есть ваш избранник.

В Крещенский сочельник бросают снег в колодец: считается, что после такого обряда будет легче справляться с хозяйством.

Во время вечерни в сочельник женщины ставят к сосуду, в котором освящается вода, перевязанные нитками или лентами свечи. После освящения эти свечи забирают домой и зажигают их перед иконами во время родов.

В этот день вы можете положить в красивый мешочек разные украшения, загадывая при этом желания, и оставить их так с девяти вечера до полуночи.

Хорошо принести с улицы снег, поставить его в чаше к иконам, а когда он растает, намочить пальцы в этой воде и перекрестить все в доме: стены, потолок, пол. Можно нарисовать этой водой кресты на окнах. Но проделать это все нужно до полуночи.

В полночь (ровно в двадцать четыре часа) наберите воды из крана и закройте бутылку пробкой. Если к утру в бутылке появится осадок, значит, на вас есть сглаз или в доме побывал завистливый человек. Вам необходимо обрызгать дом (квартиру) крещенской святой водой.

В старину 18 января умывались водой из талого снега, пекли блины, а также хлеба, украшенные крестом, которые потом ели сами и давали домашним животным. Мелом рисовали кресты везде, где только можно: в доме, в сарае (на окнах, на дверях и т. д.).

В полночь шли на реку и брали там воду, которой потом пользовались так же, как и святой водой.

Священники Русской православной церкви традиционно на Крещение Господне освящают воду. Происходит это во всех православных храмах 18 января сразу же после вечерней службы, которая заканчивается около семи часов вечера. Освящают воду и 19 января после литургии. Крещенская вода обладает целебными и чудотворными свойствами. В народе бытует мнение, что святая вода, взятая 18 января, незаменима при лечении различных болезней. А вот вода, взятая 19 января, помогает просветлить разум и улучшает различные способности человека.

Воду для освящения в храмах берут из водопровода или из колодца. Денег за святую воду брать не принято, но в благодарность вы можете пожертвовать посильные деньги на храм – это традиция. Хранить крещенскую воду можно в течение всего года в закупоренных бутылках: она не портится. Перед очередным праздником Крещения Господня надо оставшуюся воду вылить и взять в храме свежую. Крещенской водой освящают людей, помещения (например, квартиры), предметы. Очень хорошо пить крещенскую воду натощак и заедать ее просвирой. Если воды у вас осталось немного, то вы ее можете смешать с обычной водой, на которую после этого распространяется святость крещенской. А вот при приготовлении пищи церковь крещенскую воду использовать не советует.

Накануне праздника Богоявления отмечается Крещенский сочельник – Навечерие Богоявления.

Навечерие – значит преддверие торжества, которое наступит в следующий день. А сочельником оно называется потому, что накануне Крещения постятся до первой звезды, так же как и в Рождественский сочельник. Только вот последующая вечерняя трапеза должна быть более скромной, чем в канун Рождества. Её так и называют – «голодная кутья».

Утро Крещенского сочельника в церкви начинается совершением литургии Василия Великого, с чтением пророчества о первом Пришествии на Землю Иисуса Христа.

После литургии начинается великое водоосвящение – торжественный обряд, происходящий в храмах, на реках или других водоемах.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Перед вечерней трапезой необходимо провести хорошую уборку дома, вымести из всех углов грязь, готовясь к празднику.
Канун праздника Богоявление издавна считается временем особого разгула нечистой силы, а это значит, что самое время идти в церковь, брать освященную воду, окроплять ею жилые помещения, людей и домашних животных.

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Январь 2013

Специальное предложение

В.С и Наталья Желнорова

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!