Михаил ПИОТРОВСКИЙ, директор Эрмитажа: МЫ НАХОДИМСЯ НА ОСТРИЕ БОРЬБЫ МЕЖДУ ЧЕРНЫМ И БЕЛЫМ, ДОБРОМ И ЗЛОМ, ХОРОШИМ И ПЛОХИМ
Несмотря на свою сверхзанятость, Михаил Пиотровский буквально в течение пяти минут согласился на просьбу петербургского музея современного искусства «Эрарта» выступить с открытой, общедоступной лекцией «Музей как зеркало». Сама лекция заняла больше часа, после чего Михаил Борисович обстоятельно отвечал на острые вопросы не только музейным, но и культуры вообще. 

Все опять может застопорится 

- Михаил Борисович, планируются ли в ближайшее время обменные выставки Эрмитажа с московскими музеями?

- Мы обменных выставок теперь не делаем. Нет такого, что вы – нам, мы – вам. Мы просто делаем выставки в разных местах. Мы участвовали во всех московских выставках Музея имени Пушкина в «Декабрьские вечера», участвовали в большой выставке, но специально выставки из Эрмитажа пока не планируется. А сейчас мы заняты подготовкой большой голландской выставки, которая пройдет в Музее имени Пушкина в Москве. 

- Как идет процесс передачи мощей святых, отнятых у православной церкви после революции и хранящихся в музейных коллекциях? Правда, что вы из чувства солидарности с московскими музейщиками приостановили и у себя процесс возвращения мощей?
- Вот уже четыре года тому назад, кстати, по инициативе Георгия Сергеевича Полтавченко, мы вступили в переговоры с матушкой Софией о том, чтобы отобрать и потом передать церкви около 50 частиц мощей, которые хранятся в музее. Мы их отобрали, список у меня есть, мы готовы начинать достаточно длинную церемонию того, как эти мощи отделить от инвентарного номера иконы… 

То же самое происходило в музеях Кремля, где тоже готовились к передаче мощей. Но, сами понимаете, в Оружейной палате мощи лежат в таких ларцах, мощехранилицах, которые являются шедеврами ювелирного искусства. И в какой-то момент возникла ситуация, что с мощами нужно отдавать и произведения искусства. Там она возникла остро, политически, и мы, из-за солидарности с московскими музейщиками, сказали: «Стоп, давайте мы подождем, посмотрим, как там разрешится ситуация». Она долго не разрешалась, но сейчас все уладилось, сделаны копии ларцов, и они вместе с мощами будут переданы православной церкви. 

У нас копии делать не нужно, потому что в Эрмитаже в основном это такие привесочки к иконам, на которых написано, что это такие-то мощи. Я считаю процесс возвращения мощей нормальной процедурой, в которой нет никакого подвига – так и должно все происходить. Эрмитаж не так давно уже отдал мощи святых Армянской церкви, а сам складец – шедевр ювелирного искусства – остался в Эрмитаже, с него будет сделана копия, в которую потом будут помещены мощи святых. 

Это хороший пример того, как можно все делать, если рядом нет «активистов», нагнетающих страсти. Поэтому когда меня спрашивают, сколько времени займет процесс передачи мощей, то я честно говорю: «Не знаю. С нашей стороны все подготовлено, но я не исключаю, что в любой момент может произойти какой-то скандал, возникнуть такая ситуация, что все опять застопорится…» 

Пусть жульничают, но дают 

- Прошла информация о том, что Госдума опять собирается рассматривать Закон о меценатстве… Ваше мнение на сей счет?
- Мое мнение, что никакой особый закон о меценатстве нам не нужен. С криками: «Даешь меценатство, тра-ля-ля-ля!» Нужны два-три пункта в налоговый кодекс – больше ничего. Ряд пунктов в налоговом кодексе уже есть. Например, для частных лиц, дающих деньги на учреждения культуры, с 1 января этого года, предусмотрена большая скидка, большой процент с налоговой базы. Для частных лиц! Для корпораций – нет. 

В мире почти нигде нет никаких законов о меценатстве. Только недавно во Франции появились скидки с налогов, в Англии их нет. А вот в Америке и Канаде есть, там вообще построен особый бизнес вокруг этих вещей. Но нам прежде всего надо научиться хорошо использовать то, что уже есть, а потом говорить, что сделано то-то, а вот здесь что-то не получается. Поскольку у нас много жуликов, то все боятся, что будут жульничать и те, кто будет давать деньги музеям…. Наша позиция простая: пусть жульничают, но дают. 

- Почему именно Петербург, а не Москва, стал в последнее время место каких-то конфликтов и информационных битв на почве православия, гомофобии и прочего? А эти нелепые нападки на Мадонну, Леди Гага, которые привели к тому, что теперь и другие звезды боятся ехать на гастроли в Северную столицу! 

- Мы живем в виртуальном мире, где сейчас появились «неправильные казаки, неправильные верующие, неправильные хасиды» и другие виртуальные образы. Я не раз писал в своих колонках, что в Москве – деньги, они все сглаживают, а в не слишком богатом Петербурге все конфликты обостряются. Мы находимся на острие борьбы между черным и белым, добром и злом, хорошим и плохим. И музеи находятся на передовой… Ведь музеи должны воспитывать хороший вкус, музеи спасают честь нации и находятся (увы, нам бы этого не хотелось) на передовых, последних рубежах защиты культуры. 

Но я не согласен, что подобные скандальные акции, как бы громки они ни были, в реальности подпортили образ Петербурга как культурной столицы. Образ как образ, сколько уже мы всего пережили. Вот образ «бандитского Петербурга» портил нашему городу намного больше, чем истории с сексуальными меньшинствами. И, знаете: чем больше новостей, тем лучше, на самом деле! Думаю, что все, кто серьезно интересуются нашим городом, знают, что такое на самом деле – Санкт-Петербург. 

Но есть еще одна вещь: не так много людей в мире интересуются Россией и Петербургом, в частности. К сожалению, число таких людей уменьшается. Мы давно не центр мира… Бескультурье в мире и в нашей стране – увы, реальный факт, и наша задача эту ситуацию как-то менять к лучшему, находя способы, чтобы из бескультурья делать культуру, как-то образовывать, менять людей. А как это делать? Возможно, и с помощью скандалов. 

Нужно помнить, что наша национальная идея – это наше культурное наследие. И нужно сохранять чувство собственного исторического достоинства. Не «всех шапками закидаем», не «ах, какие же мы идиоты», а сохранять историческое достоинство (есть такое иностранное слово «патриотизм», а есть русское – чувство собственного исторического достоинства, понимания своей истории, как она есть, со всеми ее страницами). Музеи и содержат ту национальную идею, которую нужно холить и лелеять. Поэтому музеи нужно беречь и слушать то, что говорят музейщики. 

Михаил Садчиков

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Январь 2013

Специальное предложение

"Услышь меня! Я рвусь к тебе"

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!