ШКОЛА И СЕМЬЯ: ДОГОВОР О ВОСПИТАНИИ
На вопрос о том, какой социальный институт ответственен за воспитание молодого поколения, большинство наших соотечественников, судя по результатам социологических опросов, уверенно отвечают – семья и школа. При этом большая доля ответственности возлагается на семью (все-таки живем при капитализме, и в духе времени - принимать на себя какую-то ответственность, хотя бы и декларативно). Но спрос строже с школы, что тоже вполне понятно: как эффективно спрашивать с родителей за воспитание детей, не придумали даже в просвещенной Европе, а школа – она для учета и контроля вещь гораздо более понятная. Также почти все единодушны, что и в семейном, и в школьном воспитании у нас глубокий кризис.
Мы, авторы статьи, с констатацией кризиса в воспитании, безусловно, согласны. Смеем надеяться, что знаем и понимаем его причины и проявления. Но, откровенно говоря, обсуждать их порядком поднадоело – уж очень похоже на переливание из пустого в порожнее. Хочется обсуждать выздоровление. Наше видение выхода из кризиса семейного и школьного воспитания складывается из следующих моментов:
во-первых, оба эти кризиса затягиваются по одной причине – российское государство и гражданское общество до сих пор не предложили семье и школе нового контракта на воспитание (прежний, советский контракт истек);
во-вторых, ввиду общности патогенеза кризис в семейном и кризис в школьном воспитании нельзя рассматривать и решать отдельно, а только вместе;
в-третьих, российское государство и гражданское общество должны, наконец, предложить школе и через школу – семье новый контракт на воспитание российского гражданина. Запуск реализации этого контракта может быть осуществлен механизмами социального партнерства школы и семьи.
Партнеры – вовсе не обязательно друзья и единомышленники, не обязаны любить друг друга, у них могут разниться интересы и возможности, между ними могут быть противоречия. Главное для партнерства – это понимание, что без другого, без реализации его интереса тебе свой собственный интерес не реализовать. Партнеры всегда взаимообусловлены.
Между современной школой и семьей много противоречий, в том числе в вопросах воспитания. Учителя недовольны низким уровнем общей и педагогической культуры семьи, характерной для многих семей экономией на воспитательных усилиях. Родители жалуются на низкий уровень учительского профессионализма, на оторванность воспитательных идеалов учителей от реальной жизни. Учителя сетуют на потребительское отношение семей к школе, родители – на предвзятое, обусловленное корыстными мотивами, отношение педагогов к их детям. В этой ситуации масштабного кризиса доверия между семьей и школой только понимание ими своей взаимообусловленности, признание в лице другого не конкурента, не оппонента, а партнера, и практические действия в этом направлении могут дать положительный результат.
Исследования, дискуссии и интернет-конференции, проведенные АНО «Центр социальных исследований и инноваций» в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования, показывают, что в сфере воспитания партнерство со школой интересует родителей с точки зрения приобретения системных и главное - «живых», некнижных психолого-педагогических знаний; улучшения детско-родительских отношений, повышения родительского авторитета; стимулирования собственного личностного роста как взрослых людей. В свою очередь, школа обращается к ресурсам семьи для развития инфраструктуры воспитательного процесса, повышения учебной мотивации учащихся, преодоления кадрового дефицита в сфере воспитания за счет мастерства и опыта отдельных родителей.
Для запуска социального партнерства школы и семьи необходимы:
- создание переговорной площадки, удобной для обеих сторон;
- выявление оснований партнерства, то есть взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон;
- анализ организационных форм социального партнерства школы и семьи и выбор из них наиболее приемлемых для конкретных участников;
- формирование нормативно-правовой базы социального партнерства на уровне образовательного учреждения;
- разработка и реализация программ, планов, проектов партнерского взаимодействия.
Вот как данный механизм выглядит на конкретном примере формирования и реализации родительских заказов в гимназии №56 г.Ижевска. На переговорных площадках, создаваемых в каждом классе, родители высказывают свои просьбы и пожелания педагогическому коллективу. Рождается так называемый «родительский заказ класса», который выступает в качестве проектного замысла будущей образовательной программы класса. Далее создается родительская инициативная группа из 5-7 человек разных профессий (за исключением учителей). Определяется тема заказа. Группа консультируется с классным руководителем, учителями, руководством гимназии, формируются цели и задачи заказа. После того, как родительский заказ сформирован, инициативная группа выбирает учителей гимназии, которые на его основе разрабатывают образовательную программу класса. Теперь уже два сообщества – родительское и педагогическое – объединяются в общей проектной деятельности. Экспертизу образовательной программы осуществляют администрация гимназии и родители класса на общем собрании, где и утверждается окончательный вариант. Таким образом, родители становятся реальными субъектами образовательного процесса.
Задумаемся: сегодня в нашей стране почти 35 миллионов родителей. Это не просто люди, наиболее заинтересованные в качестве школьного обучения и воспитания, но и, между прочим, 40% всего деятельного населения страны. Если школа сможет сделать их своими партнерами, она не только продвинется сама, но и сделает серьезный вклад в модернизацию страны. И ни когда-то завтра, а уже сейчас.
Дмитрий Григорьев, Ольга Кожурова
|