ДОБРЫЙ ГИД ПОДЗЕМКИ
Что имеем - не храним, а то и не ценим... Это понятно, такая у нас традиция испокон веков. Вот и к московскому метро мы тоже уже давным-давно привыкли. И потому мало каким событиям, с ним связанным, удивляемся. И вдруг - в столице маленькая сенсация: меняется схема метро. Народ заинтересовался: какой она должна быть? Пустяк, казалось бы, а дело касается миллионов. Речь идет ни больше ни меньше, как о современной "нити Ариадны", которая тоже помогает выбраться из лабиринта.
Все течет, все изменяется
От действующей сейчас схемы многие не в восторге: "Топографически некорректна, не отражены наземные привязки к местности". Объявили конкурс. В итоге главными претендентами на победу стали три варианта. Какой примут - его все равно тоже когда-нибудь придется менять - до 2020 года собираются построить еще 145 километров метропутей. Словом, все течет, все изменяется. Но вот что любопытно - как москвичи и гости столицы честили и нынешнюю схему московской подземки, и ту, что была до нее. Мол, все так запутано, непонятно, лучше бы поучились у Лондона или Берлина - вот там схемы самые современные, самые лучшие... Честно говоря, такие оценки не очень-то справедливы. Да и задели они многих москвичей, которые, несмотря на нынешние недостатки, все-таки любят свое метро.
У ведущих европейских столиц действительно есть множество транспортных особенностей, до которых нам, увы, пока еще далеко. И есть нам чему поучиться, это правда. В том числе и по ведомству подземки. Например, на Западе часто метро и электрички так взаимозавязаны, что порой не отличишь - в метро ли ты сейчас едешь или просто на обыкновенной электричке, которая потом направляется за город. Комфорт одинаковый. Удобно и горожанам, и жителям пригорода. Правда, интервалы движения даже в метро там могут растягиваться очень надолго. В Москве такого не бывает.
Но вернемся к схемам. Все москвичи, которым хоть когда-то приходилось бывать, скажем, в Лондоне, Берлине или другой европейской столице с собственным метро, наверняка обращали внимание на такую картину. Стоит пассажир-лондонец или берлинец на перроне. Рассматривает схему местного метрополитена. И про себя чертыхается: "Привет от Ариадны. Запутано-то как!.."
А тамошние схемы, ко всему прочему, обычно представлены в таком мелком масштабе, что человеку со 100-процентным зрением вглядываться приходится, не говоря уж про людей с близорукостью. А приезжие там и вовсе поначалу в растерянности. До тех пор, пока хоть немного не привыкнут к конфигурации взаимопересекающихся линий маршрутов, не приладятся к клубочной схеме - явно ощущают себя не в своей тарелке. Абсолютное большинство москвичей, попавших, скажем, в лондонскую подземку, с большой тоской вспоминают в первый миг и московское метро, и его схемы, которых, к счастью, достаточно много, и московскую инфографику.
- Ориентироваться в московском метро гораздо удобней и проще, чем в его западных аналогах - факт, - говорит эксперт по туризму Наталья Вареник. - Настаиваю: такая оценка - совсем не квасной патриотизм, а констатация факта.
Аналогичного мнения придерживаются и многие иностранцы, которые попадают в московское метро. Здесь все достаточно понятно и удобно, людей только многовато. Что есть, то есть. Вот и выходит, мы впереди планеты всей не только в области балета. За что по праву надо бы поблагодарить и московских метрополитеновцев, и тех, кто когда-то придумал и построил московское метро с его подземными дворцами и гигантской пропускной способностью.
Японцы все-таки впереди
На одной только станции "Площадь Революции" 76 изумительных бронзовых скульптур - настоящий музей. А по пропускной способности ни берлинское метро, ни лондонское нашему и в подметки не годятся. Единственные, кто нас здесь чуть-чуть опережает, так это японцы. У нас в среднем ежедневно на метро ездят более 8 миллионов человек. Лондону, где появилось самое первое метро в мире - 1863 год, до нас в этом смысле далеко как до луны. Только в страшном сне можно представить, как в знаменитую лондонскую подземку, самую первую в мире, спускаются 8 миллионов человек и что с ним после этого будет.
- История нашего, московского метро началась далеко не в 1935 году, когда была запущена первая линия "Парк культуры" - "Сокольники", - рассказывает историк транспорта Никита Бердов. - Впервые о необходимости строительства московского метро, завидуя лондонцам, заговорили еще... в конце XIX века. Но до первых проектов и первого официального обсуждения дело дошло только в 1902 году, когда в городе проживали уже более миллиона человек.
Кто запорол первый проект московской подземки? Московская городская дума тогда и запорола. С резолюцией авторам проекта: "Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать". Пожалели денег, да и, как говорят, трамвайное лобби приложило руку. Потом помешала Первая мировая война. Потом в начале тридцатых годов прошлого века арестовали всех метростроевских "инженеров-вредителей"... И лишь в 1935 году появилась первая ветка метро, которое до сих пор считается самым красивым в мире.
Кстати, самая первая схема московского метро появилась в том же 1935 году: прямая линия с ответвлением от "Охотного ряда" до "Смоленской". Схему эту еще называли "вилкой". Там же были обозначены расстояние между станциями, время в пути и даже интервалы движения. Первая схема с цветными линиями появилась в 1958 году.
А самой удобной, понятной и рациональной до сих пор считается схема 2002 года: ничего лишнего, все четко и видно издалека. Рисовали ту схему, не оглядываясь на "лучшие мировые образцы", лучший-то получился у нас. Так что все сегодняшние попытки подстроиться под чей-то метростиль не очень-то рациональны.
Главное - не превращать эту схему из волшебного путеводного ариаднина клубка в сплошной запутанный и заумный кошмар для пассажира, где авторы пытаются втиснуть в схему (а это не карта!) и обозначения наземных дорог, и даже крупные торговые центры. Все должно быть как в лучшем московском варианте: понятно и информативно. Схема должна быть добрым гидом, а не заумью "специалиста", который и сам-то в метро раз в год ездит.
Ведь если здесь накуролесить - пострадают миллионы пассажиров, а московское метро сегодня - это больше половины всех пассажирских перево-зок в городе. И до сих пор ему есть чем гордиться. Будет в таком метро удобно ездить и существовать - тогда и автовладельцы, глядишь, туда потянутся, и пробки в городе рассосутся. В том числе и благодаря удобному путеводителю по подземке.
Александр Данилкин
|