БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ
Любой новый административный чих на автотему сегодня вызывает бурю и в сердцах, и в интернете. Очередное потрясение должно было случиться в феврале: мол, МВД вводит новый, более строгий регламент приема экзаменов на получение водительских прав. С начинающими водителями, похоже, действительно что-то не так: аварийность среди них растет - в прошлом году в Москве зарегистрировано 1736 значимых ДТП из-за серьезных нарушений ими правил. Но в феврале этого года регламент так и не появился. ГИБДД Москвы даже выступила с разъяснением. Но говорят, что до лета все равно примут. Просто случилась техническая задержка.
Чайники готовят чайников?
Новый порядок сдачи экзаменов, говорят, это такая "жесть", что если до сих пор с первого захода водительские права получали менее половины сдающих, то потом уже "от этой половины останется только половина". И потому учить все параграфы придется до потери сознания, а затем в санатории лечиться, восстанавливать подорванное здоровье. В общем, желающие стать шоферами должны превратиться в саперов, которые, как известно, ошибаются только раз в жизни.
И что самое удивительное: с требованиями ужесточить экзамены выступили не кто-нибудь, а представители... автошкол. Любопытно, что совсем еще недавно из тех же автошкол регулярно раздавались голоса, что ГАИ "уж слишком строго подходит к приему экзаменов".
А еще автошколы ратуют за полную отмену самостоятельной подготовки водителей: только через автошколы! Как бы там ни было, но справедливости ради нужно признать: главное - результат, а не способ обучения. В одной из самых автомобильных стран мира и с самыми дисциплинированными водилами - Японии, например, кандидат в водители тоже имеет полное право готовиться самостоятельно, и ничего плохого. Вот и у нас гораздо разумней будет, если будущие автолюбители сами, добровольно выберут именно автошколу. Но выбор надо заслужить.
Однако вернемся к грядущему регламенту. В нем действительно планируются некоторые новшества. Так, если ранее каждый сдающий теорию имел право на две ошибки, то теперь за каждую из этих ошибок он получит по пять дополнительных вопросов, отвечать на которые нужно категорически без ошибок. Затем на площадке вместо трех упражнений придется исполнить четыре - и тоже обязательно без ошибок.
Если не считать некоторых изменений при проверке владения кандидатами навыками вождения (оно должно проводиться на дорогах с различной интенсивностью движения), то вот вам и все основные изменения. Если авторы этих поправок всерьез думают, что именно они совершат революцию в организации безопасности на дорогах, то очень жаль. А вот административной нервотрепки прибавится - это медицинский факт.
- Но коль уж и в автошколах, и в ГИБДД так дружно заговорили о необходимости совершенствования подготовки молодых водителей, то сначала нужно бы задуматься над тем, кто учит в автошколах и чему там учат, - говорит адвокат Леонид Белецкий, специализирующийся на автомобильных делах. - Многие из тех водителей, которые сдавали на права в последние лет десять, отмечают явную тенденцию: сами-то наставники из этих школ нередко нуждаются в явном повышении квалификации.
Кто-то высказался на сей счет совсем резко: "Чайники готовят чайников". Другой популярный вариант: учеба превращается в зубрежку. К слову, российские ПДД по объему превосходят американские.
Учиться и лечиться
В Германии, например, при обучении практической езде ученика так готовят к "взрослой" жизни. Перед тем как пойти на экзамен, он должен откатать за рулем как минимум 90 минут по ночной дороге, 135 минут - на автобане и 225 минут - по проселочной дороге. У нас же до сих пор с этим проблема, да и ездят где получится.
Впрочем, грешить тут формализмом - наша древняя поразительная традиция. С доверенностями на машины вроде бы разобрались - отменили, и мир не рухнул. Но сколько еще бюрократических странностей осталось! Вот, скажем, медсправка. Совсем недавно без нее было совсем никуда - ни техосмотр пройти, ни на дорогу выехать. Сегодня при техосмотре медсправок не требуют. Но в сознании россиян: хочешь получить или обменять права - гони медсправку, и все тут! Справка есть - ума не надо. А то, что с тобой может случиться "противопоказание" через год или два, пока эта справка действует, уже никого не волнует.
Но, может, наличие такой вот медицинской справки - это действительно не бюрократизм, а насущная необходимость? Следует напомнить, что к выдаче такой справки наши учредители правил подходят ответственно. Для ее получения нужно обойти целую плеяду врачей - офтальмолога, хирурга, отоларинголога, невропатолога и терапевта. Да к тому же предоставить еще две справки - из психоневрологического и наркологического диспансеров. Помогает ли такое пристальное медобследование в дороге, скажем, через год? Сами, читатель, и отвечайте на этот вопрос.
А Минздрав свое: даешь справку, да только из госучреждений и с водяными знаками!..
Про будущую коррупционную "медкосточку" говорить как-то неудобно. Но вот что любопытно: а как с этим делом в мире-то? К сожалению, для фанатов внедрения строгих медсправок, там, за рубежом, все проще. Скажем, в Германии и США у будущего водителя медики проверяют лишь остроту зрения - согласитесь, это действительно важно. В Великобритании тот же подход: человек за рулем должен читать номерной знак с расстояния 15 - 20 метров.
В Японии у водителя проверяют зрение и слух. Во Франции просто кандидат в шоферы должен сам указать в анкете возможные проблемы, и тогда его направят для консультации с нужными врачами. Во многих цивилизованных странах действует то же правило: если человек сам заранее не предупредил о какой-то своей болезни, которая помешает водить машину, его за это потом в случае чего строго наказывают и права отбирают.
У нас же для желающих стать водителями работает "железное" правило: учиться, учиться и лечиться. А как ездить потом будет - это уже другая история.
Александр Данилкин
|