Александр ШИРВИНДТ, артист: ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО МЕНЯ НАСТОРАЖИВАЕТ В СЕГОДНЯШНЕЙ МОЛОДЕЖИ, - РАСКРЕПОЩЕННО-ТАЛАНТЛИВОЕ ОТРИЦАНИЕ НАШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Центральный Дом актера отметил 76-й день рождения традиционным капустником, посвященным на сей раз 150-летию Станиславского. Бессменный член правления Дома актера Александр Ширвиндт рассказал о переменах, произошедших в главном клубе служителей Мельпомены.
В клубах было особое братство
— Каким вам видится Дом актера сегодня?
— Сегодняшнее правление Дома актера — это все равно люди эскинского «разлива»: Марк Захаров, Олег Табаков, Юлия Борисова, Вера Васильева, Людмила Максакова, я и так называемая молодежь: Юрий Васильев, Николай Цискаридзе, Федор Добронравов. После смерти Маргоши мы долго не могли найти достойного преемника, пока не возник тандем Игоря Золотовицкого и Александра Жигалкина.
Они выросли под эскинским крылом, будучи совсем молодыми, поэтому нам померещилось, что они одной с нами группы крови. Они действительно болеют за эту мистическую структуру в то время, когда не осталось подобных интеллигентных клубностей. Когда-то все такие дома были местом, где советская интеллигенция могла выпустить пар при тупике свободы и цензуре, царящей в стране. В клубах было особое братство. Во времена перемен все бросились заниматься индивидуальной свободой и забыли о мельпоменовской общности. Только благодаря преданности Маргоши в самые тяжелые моменты, когда дом пытались отобрать, она умудрилась сохранить эту атмосферу.
Как показал ушедший сезон, какая-то жизнь в Доме актера бурлит. Ребята эстафету приняли и бегут. Как это сосуществует с нашей действительностью — сложный вопрос. Я наблюдаю за своими студентами и понимаю, что они другие. Их можно привлечь к участию в мероприятиях в Доме актера, но не могу сказать, что они стремятся туда попасть, живут этим. Они в этом не воспитаны, и это не их вина, а их беда. Все изменилось.
— Между людьми старшего и младшего поколения — пропасть?
— Терпеть не могу разговоры из разряда «ах, в наше время». Я преподаю в Щукинском училище, и многие поколения через меня прошли. Единственное, что меня настораживает, — раскрепощенно-талантливое отрицание нашего поколения. Это нехорошо, потому что совершенно безграмотно.
Недавно я наткнулся на эссе Михаила Булгакова с резко отрицательным отзывом на спектакль Мейерхольда. Новый театр с грязными людьми в синих блузах не понравился Булгакову, он написал: «Мне говорят, что это театр ХХ века, театр будущего. Ну так пусть в будущем и смотрят такой театр, а я не хочу». И это пишет не кто-нибудь, а Булгаков о Мейерхольде. Этот текст мне напоминает сегодняшний момент.
Обывательское непонимание
Молодые сегодня темпераментно и талантливо куда-то бросаются, а мы вынуждены стыдливо отмалчиваться или брюзжать, что одинаково стыдно и неправильно.
Мне кажется, прежде чем реформировать, нужно сначала сделать что-нибудь неслучайное, продолжительное во времени. Сейчас ошибочно считают весь репертуарный театр рутинно-советской архаикой. Мы не застрахованы от страшных перегибов, которые закончатся тем, что масса театров рухнет как явление природы. Я не уверен, что это хорошо. Когда нам говорят, что нигде в мире нет такого количества театров, мне хочется ответить: при чем здесь во всем мире, когда мы говорим о себе?
— Ситуация в Большом театре связана с этой проблемой?
— Чтобы что-то говорить о Большом, нужно знать ситуацию изнутри, а я из другого «ансамбля». Мне кажется, что все, что вокруг этого театра происходит, — обывательское непонимание огромного масштаба этого здания и коллектива. Когда во главе театра стоит такой мощный директор и нет идентичного по силе и таланту художественного руководителя, театр попадает во власть вкусовщины и нервов.
Театр должен иметь творческого лидера, а не способного перманентно существующего руководителя балетной или оперной группы. Когда есть Григорович, Светланов, Хайкин, то понимаешь, что все остальное — это вопрос техники и административного таланта. Когда идет постоянная смена кадров, возникает трагическая ситуация.
— Хорошо знакомый вам по совместной работе в Доме актера Николай Цискаридзе, по-вашему, смог бы занять должность худрука?
— Я не знаю Колю с точки зрения балетмейстерских способностей. Я знаю, что он человек очень умный, талантливый и очень амбициозный. Вообще амбициозность (хорошо это или плохо — не знаю) — сегодня главный атрибут существования. Но амбициозность выигрывает, конечно, при наличии таланта.
— Как относитесь к его высказыванию, что нужно разогнать все руководство Большого театра?
— Разогнать и что?
— Найти новое.
— Разгонять мы все умеем, а вот с новым всегда проблемы. Есть профессиональные параметры. Это должно быть талантливое руководство.
Алла Шевелева
|