ЦЕРКОВЬ НА БОРТУ СУДНА
Так уж получилось, что большинству из существующих на Земле религий для отправления таинств нужны соответствующие постройки. Хотя весьма популярной является также идея о том, что для истинно верующего человека все равно где молиться — что в храме, что посреди полей, твой Бог, мол, все равно тебя услышит. Тем не менее, считается, что культовые сооружения нужны. В одних местах храмов много, а вот где-то их и совсем нет, и вот как же быть в этом случае людям?
Экзотическая идея
Говорят, что если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Применительно к данному случаю это означает, что если человек из-за отсутствия храма не может в него пойти, то почему бы самому храму не прибыть туда, где он находится? И тут мысль человека — которая, в общем-то, всегда была весьма и весьма прихотливой и находчивой, — тут же нашла выход из положения. Спасение — вот главное, вот о чем должен думать верующий, а уж каким образом оно к нему пришло и где, не столь важно…
Казалось бы, уж где-где, а в царской России недостатка в церквях для православных не было. В каждом селе была своя церковь и даже вдоль дорог стояли небольшие часовенки, где можно было поставить Богу свечку.
Тем не менее в начале XX века нашлось и на Руси место, не охваченное церковным строительством. Таковым была низина Волги, где в 150 километрах от Астрахани на местном рейде скапливалось большое количество различного рода барж и пароходов, а также рыболовецких судов. Имелся здесь и плавучий магазин, и кабаки, и иные питейные заведения, а вот церкви там так никто и не построил. Между тем рыбаки, не слыша живого слова о Всевышнем и наказаниях за грехи, грубели, развращались и пьянствовали, чего, пастырям всего этого вольного стада ну никак допускать не хотелось!
И вот, продумав все, некий астраханский мещанин Н. Е. Янков в 1903 году обратился к местному епископу с запиской, в которой предлагал оборудовать церковь на борту судна. Надо сказать, что при всей очевидной целесообразности идея эта показалась Его преосвященству слишком экзотической, и своего одобрения Янкову он в начале не дал. Однако тот был настойчив, и в результате уже в 1909 году плавучую церковь было решено строить, для чего купили пароход "Пират" — судно довольно-таки старое (до этого он проплавал по Волге ни много ни мало 50 лет!), но тем не менее вполне годное. О пароходе этом сообщалось, что он имел паровую машину в 60 лошадиных сил, длину корпуса в 134 фута, ширину 23 фута и осадку в 4 четверти и 2 вершка…
Купола на носовой рубке
Начался сбор пожертвований для переделки "Пирата" в плавучую церковь, причем местное управление Волжско-Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами выделило на это дело 6 тысяч рублей, а местные врачи прислали для приемного покоя и больницы, которые также должны были быть при этой церкви, аптеку с полным комплектом лекарственных средств.
Законченное культовое судно оказалось очень нарядным, а само его устройство — хорошо продуманным. Помещение церкви находилось в носу судна в пределах капитальных водонепроницаемых переборок. Площадь ее составляла 30 квадратных метров, что позволяло собрать немало молящихся. Помещение было богато украшено декоративными элементами в лучших традициях российского церковного зодчества. Позолоченные главы куполов луковичной формы (всего их было семь) ярко горели на солнце, причем на крыше-тенте носовой рубки была также установлена небольшая позолоченная главка с крестом.
Иконостас был выполнен из соснового, выдержанного дерева и выкрашен белой эмалевой краской, а все рамы, ободки и карнизы позолочены. Образа были московского письма и весьма ценны. При этом и храм, и алтарь, равно как и все другие помещения парохода, уже имели электрическое освещение, состоявшее из 80 лампочек светосилой от 9 до 16 свечей. Доминирующим сооружением над всеми надстройками парохода являлась звонница с шестью колоколами, одновременно выполнявшая функцию штурвальной рубки и выполненная в виде часовни. Она занимала место посреди мостика парохода, а ее позолоченный купол с крестом высоко возвышался над трубой.
Обряд освещения плавучего храма состоялся 11 апреля 1910 года, причем совершавший его епископ Астраханский и Енотаевский Преосвященнейший Георгий при этом сказал: "Мы знаем, что на военных судах для морских военных команд существуют церкви, но не слышали, чтобы были у нас где-нибудь храмы Божии, плавающие для удовлетворения религиозных потребностей приречных или приморских обитателей… Наша плавающая церковь есть первый опыт в этом роде".
Речной флот из плавучих храмов
Судно получило название "Святитель Николай Чудотворец", а уже на следующий день в Астрахань пришла телеграмма от государя императора Николая Второго, в которой сообщалось: "Искренне радуюсь доброму делу удовлетворения духовных нужд ловецкого населения и благодарю всех за выраженные чувства", так что и без государева одобрения это судно также не осталось.
Эксплуатация его, однако, показала, что, несмотря на явную духовную пользу, расходы на плавучую церковь очевидным образом превосходили доходы. В итоге ее продали в 1914 году всего за 5 тысяч рублей бондарю К. И. Рябцеву, который тут же превратил ее в обыкновенный буксир, который, видимо, под впечатлением столь нечаянно выгодной сделки, назвал "Нечаянный".
Уже в 1916 году Рябцеву давали за него 30 тысяч рублей, но он говорил, что хочет все 60… В дальнейший ход событий вмешалась революция. "Нечаянный" был национализирован, но продолжал плавать до 1924 года, после чего его разобрали на металл.
Уже в наши дни идея плавучей церкви была вновь возрождена в епархии Волгоградской и Камышинской, где усилиями православного волгоградского предпринимателя Виктора Корецкого и при поддержке международного католического фонда "Помощь Церкви в беде", действующего в России с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, были спущены на воду и встали в строй действующих плавучие церкви "Святитель Иннокентий" (1998), "Святитель Николай" (2000) и "Святой равноапостольный князь Владимир" (2004).
Таким образом, сегодня у России появился целый, можно сказать, речной флот из плавучих храмов, так что наш старый опыт в этой области отнюдь не забыт и даже самым успешным образом развивается.
Вячеслав Шпаковский
|