ЕСТЬ ЗА ЧТО БОРОТЬСЯ В ВЕНЕСУЭЛЕ
Президент Уго Чавес, который руководил Венесуэлой 13 лет, скончался после долгой борьбы с раком. Родоначальник движения "социализма 21-го века", он считал его основателем Иисуса Христа и часто перефразировал Библию: "Легче верблюд пройдет через игольное ушко, чем оппозиция победит Чавеса на выборах". Чавеса победила болезнь. Как теперь будут складываться отношения двух стран? Однако уже сейчас очевидно, вряд ли положительно. Меж тем РФ сделала в экономику страны огромные инвестиции.
Сто тысяч "калашниковых"
История близких экономических отношений между Россией и Венесуэлой — это в первую очередь история отношений в рамках военно-промышленного сектора. Активное развитие этих отношений началось еще в 2005 году, когда страны заключили соглашение о закупке Венесуэлой ста тысяч АК-103 — экспортных версий автоматов Калашникова.
Информация о соглашении вызвала тогда неоднозначную реакцию мирового сообщества. "Я даже не представляю, что можно сделать со ста тысячами "калашниковых". Я понятия не имею, зачем Венесуэле понадобились сто тысяч "калашниковых". Я надеюсь, что этого не произойдет, и не думаю, что если это произойдет, то будет хорошо для Западного полушария", — прокомментировал договор Дональд Рамсфелд, занимавший тогда пост министра обороны США.
Венесуэльская сторона объяснила свою потребность в автоматах опасностью американского военного вторжения. Несмотря на протесты Соединенных Штатов, сделка состоялась, так как формально никаких международных норм не нарушала. В 2006 году Россия подписала контракты на строительство в Венесуэле предприятий для производства по лицензии автоматов АК-103 и выпуска патронов калибра 7,62 мм. В том же году США ввели эмбарго на продажу вооружений Венесуэле.
В ответ Уго Чавес объявил о полном прекращении закупок оружия в США. Таким образом, начало тесному сотрудничеству между Венесуэлой и Россией, ставшей для страны единственным серьезным источником вооружения, было положено.
Цена вопроса велика
В рамках этого сотрудничества Венесуэла закупила в РФ еще сто тысяч автоматов Калашникова, 38 боевых вертолетов Ми-35, 24 истребителя Су-30 и заключила контракт на закупку 12 зенитных ракетных комплексов малой дальности "Тор-М1". Кроме того, с 2005 года республика успела купить у России танки Т-72Б1, боевые машины пехоты БМП-3М, бронетранспортеры БТР-80А, 122-миллиметровые реактивные системы залпового огня 9K51 БМ-21 "Град" и другую технику. Стоимость уже заключенных с Венесуэлой военных контрактов оценивается примерно в 10 миллиардов долларов.
Опираясь на военно-экономическую поддержку России, Чавес неоднократно угрожал США, причем иногда в довольно резкой форме.
Помимо заключения многомиллиардных оружейных контрактов, РФ также инвестировала в нефтепромышленную отрасль экономики Венесуэлы.
Запланировано создание нефтяного консорциума для разработки месторождений на территории республики, при этом в проекте задействованы все крупнейшие российские нефтегазовые компании. РФ выдала венесуэльскому правительству многомиллиардный кредит на покупку российского оружия.
Но все эти проекты оказываются под угрозой из-за смерти Уго Чавеса. Ведь именно он во многом определял политику Венесуэлы и именно его идеологические воззрения (Чавес — убежденный социалист и противник политики Соединенных Штатов) определили экономический курс страны. Аналитики прогнозируют, что даже в случае прихода к власти названного преемника Уго Чавеса — нынешнего вице-президента и главы МИД Николаса Мадуро, сотрудничество может стать гораздо менее выгодным для российской стороны.
Меж тем политические настроения венесуэльцев не так очевидны. На прошлых выборах Чавес одержал очень неуверенную победу над своим главным конкурентом — оппозиционером Энрике Каприлесом. Разрыв составил всего девять процентов, но и эту цифру многие подвергали сомнению. В настоящий момент позиции венесуэльской оппозиции по-прежнему очень сильны, в то время, как ее приход к власти практически гарантирует кардинальную смену курса.
Что изменится для России после смерти команданте? Цена вопроса велика — инвестиции России и ее политическое и геополитическое влияние в Латинской Америке.
Анастасия Гарина
|