Ольга ГОБЗЕВА, инокиня: ХОЧУ ЖИТЬ, КАК ДОЛЖНА, ВМЕСТЕ С ГОСПОДОМ
Недавно исполнилось 70 лет Ольге Гобзевой, единственной из российских актрис, принявшей монашеский постриг. На этот шаг она отважилась ровно 20 лет назад. А ведь когда-то играла яркие роли в кино («Мне двадцать лет», «Три дня Виктора Чернышева», «Старый дом» и др.), работала на сцене, озвучивала мультики и иностранные ленты.
Путь к Богу
Многие мирские люди считают, что в монастырь уходят от несчастной любви.
- Я понимаю, публика любит душещипательные истории, но, увы, в моем случае это не так, - говорит Ольга Фроловна. - Хотя в нашем семейном предании есть случаи, как с моей двоюродной бабушкой Настасьей, которая умерла от неразделенной любви… Но я росла в верующей семье, где нас было пятеро детей и в доме, даже в годы репрессий, никогда не гасла лампадка.
По словам матушки, работая актрисой, она не раз задумывалась о принятии пострига. Но окончательно решилась на это, когда однажды, играя роль злой испанки в спектакле «Сегодня праздник», в антракте с ужасом разглядела в зеркале не собственное отражение, а чужую женщину.
- На ней было то же платье, что и на мне, но лицо незнакомое, - рассказывает инокиня. - Нос с горбинкой, иначе поставленные глаза, другой рот. Точно не я! Это сильно напугало. Подумалось, что моя героиня, испанка, начинает занимать свое место во мне. Помолилась: «Господи, не хочу!» - и после, с трудом доиграв роль в тот вечер, дала себе слово, что это будет последний спектакль в моей жизни.
И еще одно происшествие, едва не закончившееся трагедий, заставило Гобзеву отправиться в храм в поисках ответов на извечные вопросы. Однажды она вместе с маленьким сыном поехала на дачу на электричке. Выйдя на станции и взяв ребенка за руку, решила поскорее перебежать через рельсы. Но из темноты прямо на них неожиданно выскочил поезд.
- Я просто не ожидала, что после того, как электричка остановилась, сразу впритык пойдет товарняк. Спасла доля секунды, состав по юбке чиркнул. Тогда я задала себе вопрос: «Для чего Господь оставил нас живыми?» Все на события такого рода по-разному реагируют. Например, человек избежал авиакатастрофы - это звоночек! Нужно подумать о своей жизни, значит с ней что-то не так. Потом может появиться второй звоночек, а третьего ведь можно и не дождаться… Когда я приняла постриг, все думали, что для меня это новая роль, что-то экстравагантное, - говорит Гобзева. - Может, в открытую ничего и не говорили, но за спиной много ходило разговоров.
- Конечно, ведь в актерской среде принято обсуждать коллег, особенно в театральных труппах.
- Я же увлекалась кино, а театр для меня - условность, я в него не очень верила, актеры там должны говорить громким голосом. В кино, напротив, все естественно, как в жизни. Особенно меня покорила Марина Ладынина. Никто из звезд даже близко не обладал ее шармом, женственностью, привлекательностью. Позже, когда я была студенткой первого курса ВГИКа, меня вызвал на пробы супруг Марины Алексеевны - кинорежиссер Пырьев, но я напугалась его интуитивно. Пырьев, при всем моей уважении к нему, разбил много женских судеб. Когда я пришла и началась наша беседа, меня страшно смутил его взгляд, я сразу поняла - не мое!
Молчаливая проповедь
- У Марлена Хуциева я снималась в эпизоде, должна была за пошлость ударить героя по лицу, но так и не смогла этого сделать, - продолжает Гобзева. - Моим партнером был сам Андрей Тарковский! Человек весьма нервный, импульсивный. Хуциев снимал по 30 дублей. Меня поразила дикая зависимость актера от режиссера, именно тогда, в самом начале моей карьеры, и появилась мысль уйти.
Строптивой я не была, выстраивала роли, оправдывала героинь, любое насилие над своей волей воспринимала как катастрофу… Но это моя прошлая жизнь, я ушла от нее. Сейчас я не актриса, а инокиня. Помню, общалась с Еленой Яковлевой, той самой, что снималась в фильме «Интердевочка». И она сказала мне: «Ой, как я вас жалею - как вы могли уйти из профессии?» Я ответила: «А как же мне вас жалко, что вы остались в профессии!»
- В чем состоит ваше послушание?
- Ухаживаю за пожилыми актерами (возглавляемая Гобзевой благотворительная организация при Московской патриахии, к примеру, заботилась о скончавшихся не так давно Жанне Прохоренко и Наталье Кустинской).
- Быстро привыкли к монашеской одежде?
- Когда 20 лет назад я начала носить апостольник (головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи и покрывающий равномерно грудь и спину), на меня многие окружающие смотрели, как на человека с Луны. Тогда я спросила батюшку, можно ли мне ходить в светской одежде. Он разрешил, но, стоило вернуться к казалось бы привычному образу, поняла, что без апостольника тяжело. Ведь это покров подобию Богородичьему, он защищает. Монашеская одежда - моя молчаливая проповедь.
- Чем сейчас занимается ваш сын?
- После того как Святослав окончил школу, я хотела ему помочь. Позвонила знакомым во ВГИК, чтобы узнать, как туда поступить. Одна актриса, которая в то время была замужем за режиссером, преподающим в институте, без лишних слов заявила: «Три тысячи долларов!» Откуда у меня такие деньги? В начале 90-х почти не было средств к существованию, мы буквально перебивались. Святослав самостоятельно нашел свою дорогу, и я рада за него, он окончил журналистику. Сыну скоро исполнится 37 лет, он женат, его дочке Ксении 13 лет. Внучку назвали в честь моей мамы.
- Что для вас значит нынешний юбилей?
- Главное, не останавливаться, продолжать думать, видеть себя как можно четче. Хочу жить, как должна, вместе с Господом.
Яна Гордеева
|