Михаил ЛАВРОВСКИЙ, балетмейстер-репетитор Большого театра: НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО ОТОШЛО НА ВТОРОЙ ПЛАН – ВСЕ УПИРАЕТСЯ В ДЕНЬГИ…
Артисты Большого театра планируют опубликовать в СМИ открытое письмо в защиту ведущего солиста Павла Дмитриченко, который подозревается в организации нападения на худрука балета Сергея Филина. Балетмейстер-репетитор ГАБТа Михаил Лавровский рассказал, почему считает мотивы, которые якобы двигали артистом, несерьезными.
Озвученные мотивы - несерьезные
– Михаил Леонидович, руководитель Большого театра Анатолий Иксанов заявил, что за Павлом Дмитриченко стоит некий «кукловод»…
– Думаю, все может быть. Понимаете, сейчас все в руках людей с деньгами, большими связями. Настоящее искусство отошло на второй план – все упирается в деньги… Мне кажется, за этой историей действительно может стоять некий влиятельный человек или люди, потому что озвученные мотивы, которые якобы двигали Дмитриченко, мне кажутся какими-то несерьезными.
Павел Дмитриченко – ведущий солист. Григорович относился к нему идеально, директор театра относился к нему хорошо. Говорят, все произошло из-за женщины, но так ли это – можно только гадать. В наше время могли набить друг другу морду в раздевалке и этим ограничиться. Театр есть театр: соревнование, зависть, борьба. Но никогда таких вещей даже близко не было.
– А как в принципе складывались отношения артистов труппы и администрации?
– В мое время главным был артист. Вот в чем наша страна могла соперничать с Западом, показывая положительную сторону социализма? Искусство – балет, опера, драма, а также спорт, цирк, наука – в этом мы были первыми. Это было лицом нашей страны. Поэтому никакого блата особо быть не могло. Допустим, на зарубежные гастроли могли взять по блату, условно говоря, Сашу или Петю. Но брали и хороших артистов, которые могли бы достойно представлять страну. Потому что на сцене про танцовщика все становится ясно.
«Мы ничем не защищены»
Сейчас же другое дело. Сейчас непонятно, кто и почему танцует ту или иную роль. Мы видим, что артист явно не тянет на премьера или приму, но его все равно ставят. Я вам скажу честно: если бы я был директором театра или художественным руководителем и мне позвонил бы какой-то дядя с деньгами и сказал, дескать, почему мой протеже не танцует, я бы уступил, потому что не дойти до дома не хочется. Мы ничем не защищены. У нас нет закона.
Я слышал, что в Америке человека неправильно осудили, он отсидел 13 лет. Сейчас его оправдали и выплатили 13 млн. долларов. У нас ничего подобного быть не может. У нас крадут 20 копеек – устраивают показательный суд. Крадут миллиарды, обманывают людей – ничего, как будто так и надо. У нас законы не действуют. Их пишут и обсуждают, но ничего не происходит.
Кроме того, многих актеров заменить вообще невозможно. Зато вся дирекция – папа, мама, дедушка, бабушка… Такого тоже раньше не было. Артисты были первыми для советской власти, а уже администрация театра и чиновники помогали им. Сейчас наоборот: главные – чиновники, а артистов набирают как рабов. Кто попрыгает, повеселит их, тому они, возможно, и заплатят.
– То есть Большой театр стал неким брендом, хорошим вложением денег?
– Абсолютно точно. Если есть большие деньги – все можно решить.
– На ваш взгляд, руководство Большого театра по-прежнему может занимать свои посты после столь резонансного инцидента?
– Допустим, я публично обвиняю лицо, занимающее большое положение в России, в том, что этот человек вор. Что после этого произойдет в нормальном государстве? Меня могут наказать за клевету. А если этот человек действительно вор, значит, его надо снять с работы и наказать. Но у нас такие выступления происходят, но обвиняемые продолжают сидеть на своих постах. Из всего разыгрывается шоу. Здесь невозможно угадать, что, почему и как происходит.
Елена Рыжова
|