СТРАНЕ НУЖНЫ НЕ ТВОРЦЫ, А ПОТРЕБИТЕЛИ?
Завтра у сына собеседование, причём не в кадровом агентстве, а непосредственно у потенциального работодателя – в одном из крупных московских банков. После трёх лет бесплодных поисков нашлась наконец вакансия, соответствующая и его квалификации, и в какой-то мере его мечте. Самое смешное и одновременно обидное в том, что мой безработный сын отнюдь не бездельник, так и не приобретший никакой профессии.
Напротив, его квалификация столь высока, что у меня накопилась уже гора отказов с формулировкой «к сожалению, ваша квалификация не соответствует имеющейся вакансии, нам требуется всего лишь уверенный пользователь на должность…» секретаря, менеджера по продажам и так далее. Вообще у меня такое ощущение, что ныне востребованы не те, кто оказывает услуги или что-то производит, а лишь те, кто эти услуги или товары, простите, «впаривает». Как ни печально, прав бывший министр образования Фурсенко, ляпнувший в своё время, что стране нужны не творцы, а потребители.
Или, другими словами, – продавцы. Но не могут же все быть продавцами! Это тоже особый талант. Олег мечтал работать на крупном предприятии, современном, с автоматизированным производством. Практически на отлично, с одной четвёркой, окончил школу, поступил в престижный столичный вуз на факультет информационных технологий и получил очень востребованную, как нам казалось, профессию – специалист по разработке современных систем компьютерной автоматизации интеллектуальной деятельности. Увы…
Варвара Васильева, Кировская область
Специалист на выброс
Не согласен с теми, кто называет молодого человека «маменькиным сынком» и обвиняет его в снобизме, призывая приспосабливаться к нынешней ситуации. То, что государству его специальность не нужна, это же трагедия, если ты гражданин, а не приспособленец или лавочник. Зайдите в любой магазин, пройдитесь по рынкам – все товары, за редким исключением, заграничные.
Мы болтаем о Сколково, но кому нужны инновации и нанотехнологии, если промышленность уничтожена? Почитайте бесконечный список закрытых и обанкроченных в ходе перестройки предприятий. Мировая история ничего подобного не знала. Если ориентироваться на список наших промышленных товаров, зачем образование реформировать? Давайте одним махом закроем все технические вузы!
Моему поколению повезло. Я – геолог, окончил институт в 1951 году. Мы ещё не защитили дипломы, а нам уже предлагали рабочие места – выбирай от Камчатки и Сибири до Кавказа и Белоруссии. Я никогда ничего у начальства не просил, «локтями» не работал, в компартии не состоял. Каждый новый проект был сложнее предыдущего, т.е. задания мне давали «на вырост». Первые два года проработал – послали на курсы повышения квалификации в МГУ, без отрыва от производства защитил кандидатскую, затем – докторскую диссертации.
А в 1993 году… стал безработным – начался развал геологии. Сын моих коллег окончил престижный во времена СССР Московский институт стали и сплавов (МИСиС). Работать по специальности не пришлось – началась перестройка. Пропали знания, которые он обретал пять лет, пропали труды его преподавателей и средства, вложенные в специалиста государством. А если бы его отрасль сохранилась и развивалась? Тогда России не пришлось бы покупать рельсы для скоростной дороги Петербург–Москва… в Японии, которая не имеет своих месторождений железной руды и каменного угля!
Приходится слышать, что сейчас – время небывалого развития технологий, поэтому человек психологически должен быть готов не одиножды сменить профессию. На самом деле речь идёт именно о технологиях. А большинству профессий требуется посвящать всю жизнь. Первые учителя Древней Греции выводили буквы и цифры палочкой на песке, потом были гусиные и стальные перья, шариковые ручки, пишущие машинки, сейчас – компьютеры. Но профессию учителя, педагога никто ведь не отменял.
Так что дело не в снобизме героя, а в системе, сделавшей безработными и ненужными миллионы специалистов.
Юрий Потапенко
|