В ГОЛЛАНДИИ ВЫВЕДЕН СОРТ ТЮЛЬПАНОВ — «УЛАНОВА»
15 лет назад 1998 года легенда советского балета ушла из жизни. Ей было 88 лет. Какими только эпитетами не награждали критики и зрители Галину Уланову! Ее называли богиней, сошедшей с небес на сцену, душой русского балета и человеком другого измерения. А она относилась ко всеобщему восхищению более чем спокойно и признавалась, что в детстве мечтала стать моряком, — ведь эта професcсия позволяла посмотреть мир.
«Надо» и «нельзя»
Коренная петербурженка, дочь актеров Мариинского театра, Уланова очень любила свой город и признавалась: никогда бы не переехала в Москву, если бы сверху на этом не настояли — из одного города в другой ее перевели по решению ЦК партии. Так Уланова попала в Большой театр, прима-балериной которого была 15 лет. Овации, которые ей устраивали зрители, заглушали оркестр. Ею восхищалась публика Лондона и Вены.
Галину Сергеевну нельзя назвать недооцененной — она получила все существовавшие в то время высшие звания и награды: народная артистка Советского Союза, дважды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Государственной и лауреат Ленинской премии. Уланова — единственная балерина, которой были еще при жизни поставлены памятники — в Санкт-Петербурге и Стокгольме. А в Голландии выведен сорт тюльпанов — «Уланова».
Ее жизнь была посвящена единственному богу — балету. Даже оставив сцену, она по-прежнему дневала и ночевала в театре — учила танцевать других. Ни в одном из четырех браков (в разное время Уланова была замужем за дирижером Евгением Дубовским, режиссером Юрием Завадским, актером Иваном Берсеневым и художником Вадимом Рындиным) у нее не было детей.
Семьей звезда балета называла своих фанаток, которые скрашивали ее одиночество в последние годы жизни. Ей было жаль тратить время и силы на миленькие женские занятия и хобби. «Раньше лошадям на глаза надевали шоры, — сказала она как-то в интервью, — чтобы ничего не отвлекало их от дороги. В таких шорах я прожила всю свою жизнь».
Галина Сергеевна всегда была человеком скрытным, крайне редко давала интервью («Жизнь моей души принадлежит только мне», — говорила она). Нет, балерина не окружала себя ореолом таинственности специально, просто, по ее собственному признанию, самым комфортным состоянием для нее всегда было одиночество. Категорическим табу была ее личная жизнь.
Незадолго до смерти Галина Сергеевна попросила одну из своих преданных поклонниц уничтожить пакет с разорванными бумагами — там были любовные письма и дневники Улановой, которые ни в коем случае не должны были попасться на глаза чужим, равнодушным и любопытным людям.
Уланова говорила, что еще в детстве поняла: жизнь балерины состоит из двух слов — «надо» и «нельзя». Она, как и все дети, ленилась, но сумела совладать с собой.
У Галины Сергеевны ведь не было выдающихся балетных данных: средний подъем, средний шаг, угловатые плечики — в общем, с современными балеринами не сравнить. Видимо, объективно оценивая свои данные, она понимала: у нее есть только один выход — на сцене она должна все делать идеально, безупречно, чтобы ни к одному движению, ни к одному па нельзя было придраться.
Еще одна особенность Улановой — свои недостатки она превращала в достоинства: ее угловатые плечи придавали ей хрупкости, женственности и беззащитности, а ее лицо, в жизни неприметное (как ни странно, ей мешали слишком правильные черты лица — чистый, выпуклый лоб и прямой нос), превращалось в лик Мадонны.
Людмила Грабенко
|