В МАСЛЕНИЦУ ВСЕ КЛАНЯЛИСЬ В НОГИ
С каждым днем все стремительнее приближается весна, а вместе с ней самый веселый праздник – Масленица! И несмотря на то, что это древнее славянское торжество уходит корнями еще в языческую культуру, праздник очень любим русским народом по сей день. Тем более что после Масленицы долгих семь недель нельзя веселиться, плясать да смеяться, очищаясь от грехов мирских. Так что не скупитесь на радость, с шиком отмечайте Масленицу, которая в этом году начнется 11 марта и закончится 17 марта.
Куклу делали из сена
Масленицу в понедельник величают Встречами. Ранним утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. За праздничным столом они впервые отведывали блины, обговаривали время и место гуляний, определяли состав будущих праздничных гостей. А как стемнеет, выходили на улицу, где весь честной народ принимался за изготовление чучела Масленицы.
Куклу делали из сена, одевали в старую женскую одежду, украшали разноцветными лентами, а затем насаживали на шест и с песнями возили на санях по деревне. Затем ее ставили на самой высокой снежной горе, с которой начиналось катание на санях. По традиции чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой в этот день, тем лучше будет весь будущий урожай и длиннее уродится лен. А чтобы хорошо росли цветы и кустарники, во Встречи нужно высоко раскачиваться на качелях.
На следующий день, во вторник, наступают Заигрыши. Это день начала веселых игр и соревнований, за участие в которых угощают блинами. Кроме того, проходили смотрины красавиц-невест, а поженившиеся зимой пары ездили по улицам на санях «показать себя». Повеселившись от души, славяне собирались на вечерние посиделки, звали всех родных и знакомых, чтобы вместе отведать блинов. Встречать гостей было принято словами: «У нас горы снежные готовы и блины напечены – просим жаловать!»
В среду приходит Лакомка. Название говорит само за себя. Сегодня хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи – все на стол мечи!», угощения должны быть богатыми, вкусными и разнообразными. Кстати, нередко именно в Лакомку в деревнях в складчину с друзьями и соседями собирались, чтобы наварить праздничного пива и тут же его отведать. Но обязательным гостем в доме нынче является зять, который должен непременно отведать тещиных блинов.
В четверг начинается Широкий разгуляй. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Повсюду появлялись театры и многочисленные торговые палатки, в которых продавались горячие сбитни, каленые орехи, медовые пряники.
Здесь же под открытым небом можно было выпить горячего чая из кипящего самовара. Народ предавался всевозможным потехам, ледяным горам, балаганам, кулачным боям, качелям, шумным пирушкам. В Широкий разгуляй совершалось сразу два самых любимых и красивых масленичных обряда, помогающих солнцу прогнать зиму – катание на лошадях «по солнышку», т.е. по часовой стрелке, вокруг деревни и взятие снежной крепости.
Вражда между зятем и тещей
На следующий день, в пятницу, люди немного отдыхали от безудержного веселья. Нет, конечно, веселились, но все-таки больше думали о расширении своей семьи – содействовали молодежи в том, чтобы она поскорее подыскала пару. А сам день получил название Тещиных вечерков. Будущие и уже состоявшиеся зятья приглашали в гости своих тещ. Званая теща обязана была прислать в ответ всё необходимое для печения блинов: сковороду, половник и прочее, а тесть – мешок гречневой крупы и коровье масло. Вечером теща приходила в дом зятя, и он угощал ее хотя бы одним собственноручно выпеченным блином. Неуважение зятя к этому обряду считалось бесчестием и обидой и служило поводом к вечной вражде между ним и тещей.
В субботний масленичный день празднуются Золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости золовок – сестер мужа. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок, а та в свою очередь пообещать ей поддержку и сестринскую любовь. Вечером новобрачная со своим супругом принимали участие в другом старинном праздничном обряде – Целовнике. В этот день все новобрачные из всех окрестных деревень собирались в крупном селе в одном месте, и там начиналось их чествование.
Завершалась Масленица Прощеным воскресеньем, которое раньше также называлось Проводами. Подходили к концу гулянья, веселье и объедание, на ледяных горках разводили костры, чтобы растопить лед и тем самым уничтожить холод. Все просили друг у друга прощения, целовались, кланялись в ноги, а в ответ слышали: «Бог простит, и я прощаю».
Кстати, прощения просили по-особому и только в вечерние часы. Сначала у всех домашних – после ужина (взрослые) или перед сном (дети). А затем взрослые отправлялись к старшим в роду родственникам, живущим по соседству. На обратном пути непременно заглядывали к куму с кумой и одаривали их символическими подарками.
Кульминацией Прощеного воскресенья было сжигание чучела Масленицы всем селом. Ритуальное сжигание издревле имело глубокий смысл: уничтожение символа зимы нужно для воскрешения его силы весной в злаках.
Соломенную куклу спускали со снежной горы, на которой она стояла все праздники, и в последний раз провозили на санях по поселению, а затем устанавливали в центре костровой площадки, и весь народ прощался с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые праздничные забавы. После чего чучело сжигали, а в разгоревшийся огонь летели записки с тем, от чего народ хотел избавиться – болезни, голод, неурожай, разруха и т.д. Когда кукла окончательно сгорала, на ее месте или подле нее разводили костры, через которые с удовольствием прыгала молодежь.
Н. А.
|