Вячеслав ЗАЙЦЕВ, модельер: Я УШЕЛ ИЗ ОФИЦИАЛЬНОЙ МОДЫ – В ПРОСТОЕ АТЕЛЬЕ, ПОНЯВ, ЧТО ЛУЧШЕ ПУСТЬ Я БУДУ ПОЛЕЗНЫМ ВСЕГО ЛИШЬ ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ЧЕМ ВСЕЙ МНОГОМИЛЛИОННОЙ СТРАНЕ
Сегодня знаменитому модельеру Вячеславу Зайцеву — 75! Его называют российским Пьером Карденом. Он ворвался в моду Советского Союза благодаря невероятно красивым тканям и моделям, способным украсить любую женщину. В прежние времена считалось, что услугами Вячеслава Зайцева могут пользоваться только очень богатые клиентки. Он показывал свои коллекции в Милане, Нью-Йорке, Лондоне, Париже. В начале 80-х создал собственный Дом моды. Его первым помощником стал сын Егор, а надеждой на светлое будущее Дома — внучка Маруся.
Будущее предсказала цыганка
В детстве его называли солнечным зайчиком за то, что он был блондином и всегда улыбался. Вместе с мамой он пел в восьми хорах (хор большевиков, хор милиционеров, почтовых работников, пожарников и др.) и мечтал стать артистом оперетты. Одна девочка, с которой он дружил вместе, уговорила его пойти учиться в Ивановский химико-технологический техникум на художника по тканям.
Он закончил его блестяще и попал в те пять процентов выпускников, которые направлялись учиться дальше в Москву. Общежитие ему не дали, и он пошел в прислуги к знакомым: помогал по дому, смотрел за детьми, а когда приходили гости - танцевал с хозяйкой. После Иваново Москва показалась ему трудным городом, но он старался этого не замечать, просто жил и летел...
Вячеслав Зайцев вспоминает: «Была у меня такая неожиданная встреча. В Венгрии снимался фильм "Держись за облака", я делал к нему костюмы. В перерыве между съемками мы вышли из павильона на площадь. К нам подошла цыганка и сказала по-венгерски: "Передайте этому молодому человеку, что до пятидесяти лет он будет жить в нищете. Но в пятьдесят лет произойдет событие, которое сделает его всемирно известным. Он будет очень богат, но у него никогда не будет денег, потому что он всегда будет отдавать их другим".
Я поверил ей, но не сделал из этого предсказания культа, не ждал этих пятидесяти лет. Я жил и работал. И когда меня в 1988 году пригласили в Париж, и я представил там свою коллекцию на показе "от кутюр", вместе с мадам Карвен, произошел тот самый предсказанный перелом. Именно в пятьдесят лет. Это был первый огромный успех, после чего я получил золотую медаль "почетного гражданина Парижа", а через год был признан "человеком года моды мира". И меня действительно узнали».
- Вы достигли всего, чего может хотеть человек в материальном мире, или у вас есть какие-то нереализованные желания?
- Вопрос не очень глубокий. В каком плане? По поводу достижения всего мне кажется, человек всю жизнь стремится к совершенству и жив только до тех пор, пока в нем живет желание достичь чего-то большего. Если этого нет, жизнь затухает. Поэтому мой девиз - горение. А раз гореть, значит, постоянно искать источник, который мог бы в тебе всколыхнуть это пламя. Чего я хочу? Максимального воплощения! Я еще не реализован...
Защищен Богом
- В чем источник вашей энергии? Откуда вы ее черпаете?
- Вы знаете, я вообще всегда обращаюсь к Богу, честно говоря. То есть я не хожу в церковь, но Бог во мне, и я с ним как бы постоянно разговариваю, делюсь своими радостями и огорчениями. Наверное, после смерти мамы, в сорок лет, я пережил серьезное потрясение, и во мне произошли определенные изменения, я стал многое понимать.
Последние мамины слова были: "Слава, ты мой ангел-хранитель. Я ухожу, и единственное, о чем я жалею, что оставляю тебя сиротой. Прими веру". Я приехал в Москву и принял веру, пригласил священника домой и крестил себя и Егора. У меня был тяжелый период отчаяния. Вокруг появилась масса людей, которые хотели мне помочь, какие-то сенсы, психологи, мессии, изображавшие Христа во плоти.
И вот однажды один из этих ребят, молодой парень, очень серьезно относившийся к религии, позвонил мне рано утром и спросил у меня разрешения приехать: "Слава, я чувствую, что вам не очень хорошо. Позвольте, я вам помогу". Я согласился. Он сразу приехал. У меня в комнате был такой длинный стол, я сидел с одной стороны, он - с другой, смотрел на меня, смотрел, а потом говорит: "Вы знаете, я не могу ничего сделать, потому что вы защищены Богом. Вас держит такой мощный энергетический поток, что моя помощь вам не нужна". Извинился и ушел.
Я всю жизнь чувствую эту защиту.
- Вам исполнилось 75, пора подводить некоторые итоги...
- В 50 лет я как бы переосмыслил всю свою жизнь. Я летал в лучах славы и многого не замечал, я не знал, во имя чего я все делаю. Был совершенно определенный день и час, с которого пошел новый отсчет времени. Я вышел после триумфального показа в Доме кино, второго марта, в день своего рождения.
Казалось, только что меня носили на руках, и вот я вышел, иду в никуда и не знаю, куда идти. Грязь, слякоть, и я один, с авоськами на руках. Я вдруг понял, что обманываю людей, я показываю красивые коллекции, рассказываю хорошие вещи, а люди кругом живут другой жизнью, никто никогда даже прикоснуться не сможет к моей эстетике. Ведь в промышленность ничего не шло, это был просто парад, блеф, много понтов. И я ушел из официальной моды, с самой ее вершины - в простое ателье, поняв, что лучше пусть я буду полезным всего лишь одному человеку, чем всей многомиллионной стране сразу.
Вместо телогреек - цветные фуфайки
Его первая коллекция, сделанная в 1963 году, вызвала скандал на общесоюзном совещании художников. Он вместе с другими выпускниками текстильного института занимался изготовлением спецодежды для села и области. На смену традиционным телогрейкам Зайцев предложил нечто новое: юбки из павлопосадских платков, цветные фуфайки и расписные валенки. "Наши" коллекцию "зарубили", но именно после нее на Зайцева обратили внимание "Пари-матч", "Штерн", "Лайф", которые написали: "В России появился свой большой художник"..
- Вячеслав Михайлович, есть ли в мировой истории женщина, которая вас по-настоящему восхищает?
- Вообще я очень внимателен к тому, что происходит в мире женщин. Они восхитительны, и выбрать одну - значит себя обокрасть. Что касается личности, в последнее время я увлекся чтением книги "Коко Шанель". Она для меня остается загадкой в мире моды. Женщина, которая создала свой стиль, и он столько лет не уходит с пьедестала, которая очень понимала другую женщину, что очень редко.
Она как бы создавала одежду для себя, а потом подарила ее другим. Она знала все женские слабости и сильные стороны, и шила такую одежду, которая освобождала от комплексов, придавала уверенность. Она умела быть величественной, понимала, когда нужно быть недоступной, а когда выглядеть легкомысленной. Это очень тонкие вещи.
Но самая восхитительная женщина в мире - это моя мама. Я очень часто к ней мысленно обращаюсь. Она была скромна, проста, очень гармонична. Она научила меня все делать по дому, не бояться никакой работы. Даже сейчас и уборку, и стирку - все делаю сам, и это доставляет мне удовольствие. Она научила меня замечать красоту природы, любить.
В ее честь мою внучку назвали Марией, и духи "Маруся" я тоже посвятил маме. Она умерла в день Рождества Христова так же тихо, как и жила. Она мечтала стать актрисой, но после войны, когда отца арестовали, была вынуждена идти в прачки.
- Что бы вы им пожелали тем, кто только приходит делать карьеру в индустрию моды?
- Максимально любить людей, для которых ты собираешь создавать одежду, ни в коем случае не мнить себя лидером. Есть такая фраза: «Люби не себя в профессии, а профессию в себе», это очень важно! Самое ценное - это служить человеку! Когда ты живешь и понимаешь, что ты приносишь людям радость, ради этого и стоит жить, когда профессия становится смыслом бытия - это счастье! И это - самое ценное, что ты делаешь для людей.
Зоя Ященко
|