КУДА УХОДЯТ ДЕНЬГИ АВТОМОБИЛИСТОВ?
Министерство финансов РФ планирует повысить ставки акцизов на нефтепродукты для пополнения дорожных фондов. Такое заявление сделал глава министерства Антон Силуанов. Предложение высокопоставленного чиновника многие уже расценили однозначно: за все вновь заплатят автовладельцы, которые и без того вносят массу платежей в государственную казну. Это и акцизы на бензин, и плата за технический осмотр, и транспортный налог, и дорожные штрафы, и ОСАГО, которое фактически стало тяжелым бременем для автовладельцев. При этом мало кто сегодня сможет разобраться, на какие конкретно нужды пошли его отчисления.
Это же просто каменный век!
Москвич Дмитрий Федоров подсчитал, что ощутимая часть его семейного бюджета уходит именно на транспортные платежи. «Отдаю немалые деньги за ОСАГО, регулярно заправляюсь бензином, плачу транспортный налоги. В тех случаях, когда нарушаю Правила дорожного движения, штрафы тоже оплачиваю добросовестно. Однако мне совершенно непонятно, почему я езжу по разбитым дорогам с абсолютно нулевой инфраструктурой?» – возмущается мужчина.
Он вспоминает, как совсем недавно ездил на машине к своим родственникам в Мордовию. «Это же мрак какой-то: малого того что приходится уворачиваться от рытвин и колдобин, так не найдешь ни нормальных «карманов» вдоль дороги, ни сносных кафе, ни оборудованных туалетов, – продолжает собеседник. – Это же просто каменный век!» Напомним, в прошлом году Генеральная прокуратура заявила: большинство отечественных магистралей не соответствует нормам. Причем основными недостатками ведомство назвало дефекты дорожного полотна, отсутствие освещения и пешеходных переходов, а также неправильную дорожную разметку.
Дмитрий Федоров говорит, что хотел бы знать, на какие именно дорожные нужды были потрачены его деньги. К примеру, по его словам, в США при строительстве трассы можно видеть информационный щит с указанием стоимости и источников финансирования. «У меня складывается впечатление, что автовладельцев обложили данью: мы платим какие-то безумные деньги, а затем пытаемся даже не ездить, а перемещаться по ужасным магистралям, на которых отсутствует даже минимальная инфраструктура», – сетует г-н Федоров.
Однако разобраться, куда именно были потрачены деньги конкретного налогоплательщика, практически невозможно, констатирует в беседе президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. «Если в России в конце прошлого века тот же транспортный налог, уплачиваемый автовладельцами, направлялся на целевые нужды – на строительство дорог, мостов, необходимой инфраструктуры, то теперь все стало общим. Все налоги, которые платят россияне, сливают в «общий котел», где они «растворяются», – объясняет г-н Травин.
Транспортные парадоксы
Речь идет о ненормальной практике, полагает собеседник. «Если я еду в автосервис, плачу деньги и прошу поменять глушитель, то мне понятно, на что тратятся мои кровные. А когда мы покупаем ОСАГО, бензин, платим штрафы за нарушение ПДД, мы понятия не имеем, куда все эти колоссальные средства направляются. Строят на них дорогу или же очередной особняк для высокопоставленного чиновника», – разводит руками эксперт.
Начиная с прошлого года, в российских регионах созданы дорожные фонды. Средства указанных фондов планируется использовать только для содержания и строительства автодорог. Основными источниками их пополнения будут транспортный налог, часть акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в региональные бюджеты.
Эксперты отмечают: при снижении транспортного налога компенсация объема средств на дорожное хозяйство субъектов Российской Федерации потребует увеличения акциза на нефтепродукты, что неминуемо приведет к увеличению цен на топливо и как следствие – к росту цен на товары широкого потребления, росту инфляции, в связи с чем отмена транспортного налога в настоящее время не планируется.
Вот и получается, что количество тех или иных налогов с автомобилистов растет, их суммарный объем также возрастает, однако качество дорог и соответствующей инфраструктуры в стране по-прежнему оставляет желать лучшего. В конце прошлого года министр экономического развития РФ Андрей Белоусов заявил, что создание дорожных фондов не помогло решить проблему недостаточного развития сети российских автомобильных дорог и их качества. По словам высокопоставленного чиновника, «получилось только хуже».
Столкнулись мы и с другим парадоксом: если поначалу россиянам обещали, что транспортный налог может исчезнуть вовсе за счет увеличения акцизов на бензин, то сегодня получается обратное. И налог есть, и акцизы продолжают упорно расти вверх.
Михаил Белый
|