СКВОЗЬ КОРДОН ПРОРВАЛСЯ ЧЕЛОВЕК С БУКЕТОМ, ПОДБЕЖАЛ К МАШИНЕ И ВРУЧИЛ ЮРИЮ ГАГАРИНУ ЦВЕТЫ
Это сейчас уже нескольким поколениям кажется, что «Гагарин был всегда». На деле же к первому полету в космос готовились в атмосфере строжайшей тайны и полет произвел эффект взорвавшейся бомбы.
- В тот момент, когда по радио прозвучала знаменитая речь Левитана о том, что первым в космическом пространстве оказался «майор Гагарин Юрий Алексеевич», - я был в студенческом общежитии, - вспоминает фотограф Алексей Жигайлов. – Сперва - долгая тишина. Мы не верили. А потом раздалось такое многократное «ура!», что, казалось, в такт этим крикам подпрыгивает крыша. Мы обнимались, целовались, подбрасывали друг друга в воздух.
Люди висели на деревьях
- Студенты главного ВУЗа страны понимали, какой это прорыв в науке, какая победа! – вспоминает Алексей Николаевич. – Я тогда только начинал свою карьеру и оценивал, что сегодня – очень важный день. Поехал на журфак. Ехал троллейбусом. Конечно, пробок в нынешнем понимании не было, но отовсюду шли люди, людские реки выплывали на дороги, перекрывали движение.
Занятия в те дни не отменяли, но и прогулы не ставили. Хотя, понятно, что рабочий и учебные процессы были сорваны. По улице Горького шли люди с транспарантами: «Космос наш! Ура!». Наш университетский дворик на Моховой кипел, как муравейник. По Красной площади шла колонна студентов-медиков, они были в белых халатах, на которых было написано: «Ура! Юра! Космос! СССР». Конечно, в другое время такую порчу халатов сочли бы кощунством, но в тот день студентам простили все: и прогулы, и испорченные халаты. Многие несли самодельные плакаты, наспех нарисованные.
В общем, получилась настоящая демонстрация. С песнями и плясками на Красной площади. И вышло все это стихийно – без всяких разнарядок «сверху», профкомов и тому подобному. Очевидцы этих искренних и массовых гуляний вспоминают, что похожее творилось на московских улочках в мае 1945 года, когда на вокзалах встречали поезда с фронтовиками, возвращавшимися домой.
- У газетных киосков были очереди, едва ли не драки! – вспоминает Жигайлов. - Все хотели купить газету, спрашивали, нет ли открыток с портретами. Я подошел к киоску через полчаса после открытия. Уже ничего не было. Умолял киоскера посмотреть, может, затерялась, где газетка. Она достала мне одну – помятую, наполовину разорванную.
- Я не помню, как москвичи узнавали, где и когда проедет кортеж, но люди вышли массово, – вспоминает Алексей Николаевич Жигайлов. - Людская река разлилась вдоль всего Ленинского проспекта. Чтобы посмотреть на первого космонавта, люди забирались на крыши домов, залезали на деревья. При этом возраст и социальное положение не имели значения: на ветках сидели и вполне солидного вида взрослые мужчины – в плащах, очках, шляпах. Крыши пятиэтажек были облеплены людьми, как новогодняя елка огоньками. Как никто из москвичей не свалился и не разбился – удивительно.
А потом случилось и вовсе недопустимое для протокола ( все-таки в машине с Гагариным ехал и Хрущев, первое лицо государства ) сквозь заградительный кордон прорвался человек с букетом, подбежал к машине и вручил Юрию Алексеевичу букет. Закончился тот день грандиозным салютом в честь Гагарина.
Как при коммунизме
Юрий Гагарин совершил свой исторический полет. И вполне заслуженно получил награду: о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Потом награды посыпались на космонавта как из рога изобилия. При этом любопытно, что советский орден у него только один - Орден Ленина. Остальные девять он получил от правительств зарубежных стран, в том числе и таких экзотических в те времена, как Египет, Индонезия и Либерия. А до полета в космос к своим 27 годам он был награжден лишь одной юбилейной медалью «40 лет ¬Вооруженных Сил СССР».
Самым забавным выглядит награждение Гагарина медалью «За освоение целинных земель». Ее вручили ему в день приземления, хотя положение о медали не предусматривало награждения тех, кто не работал на целине.
Что же было нужно советскому человеку начала 60-х годов, чтобы чувствовать себя «как при коммунизме»? В первую очередь, конечно, деньги. Уже 13 апреля 1961 года вышло постановление: «Совет Министров СССР постановляет: За образцовое выполнение специального задания по осуществлению первого в истории человечества полета в космос... майору Гагарину Юрию Алексеевичу выдать денежное вознаграждение в сумме пятнадцати тысяч рублей». Это средняя зарплата советского гражданина за 18 лет. Кстати, по 15 тысяч рублей космонавтам выдавали и в более поздние времена.
Но правительство в отношении космонавтов, особенно первопроходцев, проявляло неслыханную щедрость. 18 апреля 1961 года было подписано Постановление Президиума ЦК КПСС «О подарках тов. Гагарину Ю. А. и членам его семьи». К нему было два приложения: 1. Признать необходимым подарить от имени Правительства СССР первому летчику-космонавту СССР майору Гагарину Ю. А. и членам его семьи автомашину «Волга», жилой дом, мебель и экипировку. 2. Обязать Министерство обороны СССР выделить майору Гагарину Ю. А. четырехкомнатную квартиру по месту службы.
Александра Маянцева
|