«КЕМ Я БУДУ ЧЕРЕЗ 5 ЛЕТ?»
Бывший бизнесмен и рекламщик Сергей Гуляев создал Липецкий институт управления в 2007 году. Два года назад ректор сделал свой вуз открытым. Он рассказывает о том, что это значит..
Шанс войти в систему
— Как появилась идея открытого вуза?
— Я 15 лет занимался бизнесом, в стратегический менеджмент влюбился с 1995 года и даже защитил диссертацию. А в 2007 году открыл в Липецке институт по образу и подобию Тольяттинской академии управления. На следующий год грянул кризис, молодых стали активно увольнять, и я предложил руководителям предприятий вместо этого направлять их к нам на переподготовку. В 2011 году появилось Агентство стратегических инициатив, и мы с этим проектом вошли в федеральную программу «Полеты по вертикали». Все это время меня мучил один вопрос — как замотивировать студента учиться. Я видел, как проходит набор на «полеты» в других городах, и везде была одна и та же картина: никто из молодых людей не мог ответить, что он будет делать через пять-десять лет.
— А вы в 20 лет могли ответить?
— Да, я с детства мечтаю и свое будущее вижу четко. Но сейчас молодые люди на эту тему даже не думают. Два года назад на общегородском школьном балу мы опросили сотню абитуриентов, куда они хотят поступать. Оказалось, что для 95% главное, чтобы вуз был рядом с домом. Потом опросили уже студентов-третьекурсников нескольких государственных и частных вузов (по 100 человек из каждого): туда вы попали или нет, будете ли работать по специальности? Ответили «нет» 85%.
Есть тысяч 15–20 выпускников, за которыми компании охотятся, за остальными 7 млн — нет. Особенно в регионах. Чтобы стать востребованным, студент должен начать меняться, ответить себе на вопрос «Кем я буду через пять лет?». В открытом вузе мы сейчас используем для этого представление проектов в интернете, и каждый студент четко знает, что он будет делать в течение всего обучения.
— Много ли студентов у вас сейчас учится и что значит «открытый»?
— У нас всего пять направлений подготовки: экономика, менеджмент, реклама, дизайн, бренд-менеджмент. На них учится 300 студентов. Индивидуальная траектория каждого выложена на его персональной странице на сайте института. Вот, например, страница Кирилла Маслова: он учится по сокращенной программе, у него четыре проекта, через два года будет защищать диплом на тему «Управление и развитие инновационно ориентированной компании». А у кого-то даже на четыре года вперед эти проекты расписаны.
— А если через год эта тема его уже не будет интересовать?
— Поменяем. Он сам должен определить, надо ему это или нет, в ходе обучения. Часто некоторые говорят: «Я хочу свое кафе», думая, будто этот бизнес очень доходный. Год прошел, они умнеют, хотят чего-то другого. Для меня это уже очень большой результат: если к пятому курсу он все еще хочет открыть кафе — значит, годы учебы для него прошли зря. Либо он должен делать такое кафе, которое будет чем-то сильно отличаться от других.
Многим после школы трудно строить планы: привыкли работать за оценку как раб за похлебку. Когда я знакомлюсь с первокурсниками, я даю им задание: расскажи, как ты видишь себя в будущем. Выходит один с листом бумаги к доске и рассказывает: на третьем курсе я пройду практику в рекламном агентстве, стану сначала младшим менеджером, через четыре года — старшим, потом директором... Второй выходит и говорит то же самое — все под копирку. Так что есть те, кто поначалу отстает, не понимает, что должен сам выстраивать свою траекторию, но мы даем ему шанс войти в систему. Год не входишь — отчислен, все очень жестко.
Поиграйте со студентами
— А войти помогаете?
— Каждые пятницу-субботу у нас идут совместные проектные сессии. Первокурсники-менеджеры на прошлой неделе, например, разбирали SWOT-анализ с помощью товарищей со старших курсов. Кроме того, с помощью фейсбука мы формируем среду, в которой студент может попросить у профессионалов помощи по своему проекту. Это система наставничества: в нее входят старшекурсники, директора предприятий, специалисты, профессора других вузов... На ее создание у нас ушел год. Не все консультанты, правда, готовы помогать безвозмездно.
— Работодателей подключаете?
— Многим руководителям я рекомендую: приди, поиграй со студентами в деловую игру, порисуй с ними схемы, определись, что с твоим бизнесом будет через несколько лет. Сотрудничаем с одной частной медицинской компанией, сетью отелей… Владелец строительной компании мне недавно говорил, что готов полностью траекторию студентов выстраивать вместе с ними. Заочники как только свою траекторию видят, через пару месяцев уже начинают говорить о собственном бизнесе. Есть у нас, к примеру, мальчик Артем. Когда он еще учился в школе, у них с братом была своя автомойка, пока рейдеры не отобрали. Сейчас он в течение следующих четырех лет обучения собирается развивать сеть автомоек — использует для бизнес-плана матмодели, процессный менеджмент и т.д.
Работодателю важно видеть ее рост в течение двух-трех лет. Вы не представляете, что со студентами начало твориться, когда они поняли, что это все будет в открытом доступе! Начали за преподавателями бегать, спрашивать, что нужно не только по проекту, но и по всему остальному. На странице студента можно посмотреть его успеваемость, надо его курсовую или диплом на антиплагиат проверить — заходи, скачивай, проверяй.
— К слову, негосударственный институт — это ведь тоже бизнес. Сколько у вас сейчас стоит обучение и насколько затратным оказалось создание открытого вуза? Планируете ли вы приобщать к этой идее другие вузы?
— Обучение недешевое, но у нас все демократично: 35 тыс. руб. в семестр на очной форме обучения, заочно — 20 тыс. руб. Мы находимся на окраине в муниципальном здании, поэтому мои издержки не так высоки. Кроме того, у нас есть партнеры, которые дают площадки для занятий спортом, я и сам со студентами регулярно занимаюсь борьбой на ковре. Всю жизнь занимаюсь дзюдо и самбо, в 1990 году даже выиграл турнир. В облачную платформу открытого вуза вложено 4,5 млн руб., и это только начало. Есть еще идеи, будем расширяться.
— Что вы можете сказать про свое будущее? Какова ваша перспектива?
— Открытый вуз я буду строить еще лет пять-семь, пока мы не достигнем определенных показателей. В России 7 млн студентов, если в открытой системе будет 1 млн, я буду рад. А дальше хочу построить частную сельскую школу, чтобы работать там на пенсии учителем физкультуры, заниматься правильным образованием, развивать людей. Мне этого хватит, я себя адекватно оцениваю.
Мария Салтыкова
|