НАЗВАНИЕ ФИЛЬМУ ПРИДУМАЛ ЧАРЛИ ЧАПЛИН
75 лет назад на экраны вышла комедия Григория Александрова «Волга-Волга» - плещущая радостью комедия про сражение голосистой письмоносицы Дуни с бездарным бюрократом Бываловым - снималась в один из самых мрачных периодов в истории России - сталинского «большого террора». Но никаких следов страха незаметно на глади «Волги», ставшей любимой картиной Сталина и миллионов его современников.
«Это моя последняя молодая роль?»
В начале 1930-х столица начала задыхаться от недостатка воды: летом у Кремля Москва-реку можно было перейти вброд. Поэтому было решено развернуть грандиозное строительство Канала Москва - Волга (строили, разумеется, с помощью заключенных). Среди других тем, стоявших на повестке дня, была культурная революция. Художественная самодеятельность всем вдруг показалась правильной (в отличие от экспериментов Мейерхольда в театре и Шостаковича в музыке). Режиссеру Григорию Александрову сверху спустили ответственное поручение: к 20-летию Октября сделать комедийную картину о народных дарованиях, которые в СССР наконец-то распустились, как ромашки на залитом солнцем поле.
Предыдущая картина Александрова «Цирк» главного кинозрителя страны Сталина в восторг не привела. Жена режиссера Любовь Орлова играла там американскую артистку Марион Диксон (намек на Марлен Дитрих), страдающую от импресарио, сделавшего, впрочем, из нее звезду. На этот раз Орловой предстояло сыграть противоположное - письмоносицу Дуню Петрову, лихую деревенскую девчонку, которая умеет петь лучше американок. Александров решил, что «Волга-Волга» будет историей о бюрократе из захолустного городка, который полон самородков - виртуозных танцоров, певцов, музыкантов.
Над сценарием работали три человека: сам Александров, драматург Николай Эрдман и оператор Владимир Нильсен. Эрдман только что вернулся из ссылки в Сибири. В наброске Александрова не было ни водовоза, ни пропевающих вслух меню официантов, ни скандалов между Стрелкой и влюбленным в нее композитором, ни соперничества двух музыкальных коллективов, плывущих в Москву. Не было даже песни Стрелки. Это все Эрдман.
Владимир Нильсен тоже побывал в ссылке, но она не повредила его блестящей карьере. К тридцати он стал завкафедрой операторского факультета ВГИКа и снял для Александрова «Веселых ребят», «Цирк» и «Волгу-Волгу» - причем считал себя почти что сорежиссером всех этих лент. Актеры все приходили к нему советоваться, что Александрова неимоверно раздражало. Как и замечание Нильсена насчет морщин, которые начали появляться на лице обожаемой александровской супруги, 35-летней Любови Орловой («Чтобы снимать Любу, нужно быть гением», - ляпнул как-то Владимир.) Сама Орлова, близкая приятельница Нильсена, тоже злилась: на съемках «Волги...» спрашивала оператора: «Это моя последняя молодая роль?»
Игоря Ильинского картина спасла от лагерей
Это действительно была их последняя совместная картина. Осенью 1937 года Нильсена арестовали по обвинению в шпионаже. Александров быстро покаялся перед коллегами и спешно выбросил из титров фамилию опального оператора.
«Волга-Волга» - первая картина Александрова, которая удовлетворила Сталина полностью: он полюбил Орлову. Однажды на приеме она решила сказать несколько слов, встала и двинулась в сторону диктатора. Его охранники тут же рванулись преграждать ей путь. Сталин приказал им остановиться и произнес: «Говорите, товарищ Орлова! Говорите сколько хотите. Будем все стоять и слушать». Все встали и слушали. По слухам, на том приеме Сталин даже лично попытался исполнить в дуэте с ней «Песню о Волге» - тоже похоже на правду, учитывая, что он видел картину уже раз пятнадцать.
А вдова Игоря Ильинского, сыгравшего в «Волге» главную мужскую роль - бюрократа Бывалова, была уверена: именно этот фильм спас его от лагерей (за ним велась слежка, планировался арест). Сталин как-то подошел к Ильинскому на приеме: «А, Бывалов! Вы бюрократ, и я бюрократ. Мы поймем друг друга!» Вождю определенно не хотелось отправлять понравившегося ему актера в лагерь.
А для главной героини долго не могли придумать имя, пока однажды Орлова не спросила у Александрова: «Дуня не звонил?» Дуней ласково называли Исаака Дунаевского.
И самое интересное, что название фильму придумал Чарли Чаплин. Александров, катаясь в Америке на лодочке с ним, начал петь песню «Волга-Волга, мать родная», а Чаплин возьми да и брякни: «Вам надо назвать следующий фильм Volga-Volga»...
Денис Корсаков
|