ХОДИТЬ РОМУ НАУЧИЛА СОБАКА – ПОВОДЫРЬ
18-летний парень, страдающий ДЦП, сделал свои первые шаги при помощи четвероногого друга. Сейчас юноша вместе с мамой мечтает создать тренировочную базу, на которой дрессировщики смогут обучать этих животных помогать людям с ограниченными возможностями.
Контакт с Касей возник сразу
— А ведь еще полтора года назад без посторонней помощи Рома не мог выйти из дому, — говорит Наталья, Ромина мама. — Теперь он ежедневно ходит в медицинский колледж, где учится на санитарного фельдшера. Сделать первые шаги ему помогла... собака-поводырь Кася, которую кинолог Наталья Москвичова тренировала специально для сына.
Рома появился на свет чуть раньше положенного срока, а в полугодовалом возрасте ему поставили диагноз ДЦП. Тогда врачи пророчили: «Мальчик никогда не станет на ноги, и уж тем более не сможет ходить. Смиритесь». Но мы будто не слышали этих прогнозов. Делали все, чтобы Рома жил полноценной жизнью. Помню, как ночами выписывала из книг развивающие упражнения, которые потом выполняла с Ромой, приглашала массажистов, инструкторов ЛФК, ездила с ним в санатории. В России ему провели шесть операций, в ходе которых врачи лазером надсекали мышцы на его руках и ногах. Таким образом они выравнивали искривленные руки и ноги сына. Это все дало свои результаты. Но ходить Рома научился только в 18 лет.
Идея привести в дом собаку возникла у Роминой мамы Натальи. Тогда женщина и не предполагала, что благодаря новому члену семьи ее сын сможет ходить.
— Рома всегда был общительным ребенком, хотел дружить, — объясняет Наталья. — Но из-за болезни его не брали в детский сад, а современные школы не приспособлены для детей с ограниченными возможностями: жесткие парты, отсутствие пандусов. Поэтому школьную программу сын осваивал дома и практически не общался с ровесниками. Чтобы Роме не было скучно, я подарила ему щенка лабрадора. Тогда сыну было десять лет, и по квартире он передвигался ползком. Собака постоянно облизывала Роме лицо, что ему было неприятно. Пытаясь отмахнуться от пса, Рома... поднимался по стенке. Помню, когда увидела это впервые, не поверила своим глазам.
Чуть позже лабрадор, который жил в семье Огилько, умер. Купить новую собаку семья решилась не сразу, а лишь через два года.
— Тогда я вспомнила о таком понятии, как собака-поводырь, — продолжает Наталья. — Собак специально обучают для помощи больным людям. Поразительно, но оказалось, что в Украине эта отрасль совершенно не развита. Специалисты, к которым я обращалась, не знали, что посоветовать, как правильно тренировать таких животных. И лишь один ветеринар случайно обмолвился: «Вам нужен ньюфаундленд: он прирожденный спасатель с хорошо развитой мускулатурой». Так у нас появилась первая собака-водолаз по прозвищу Кася, которую мы обучали помогать Роме.
— Каким образом проходили тренировки?
— Мы очень долго искали дрессировщика, готового нам помочь. Многие боялись навредить сыну, поэтому отказывались. Благо нашли кинолога Наталью Москвичову. Она взялась тренировать Касю, признавшись, что в ее практике это первый подобный случай. Наташа рассказывала сыну, какие команды и каким образом нужно давать, как поощрять любимца за хорошую работу. Контакт между Ромой и Касей возник сразу. Уже на третьем занятии сын пошел.
«Хочу, чтобы мои собаки исцеляли детей с ДЦП»
— Я сделал всего два шага, — уточняет Роман. — Но это были самые ценные шаги в моей жизни. Тогда я понял, как это здорово уметь самостоятельно ходить, быть свободным. Собаки ходят быстрее людей, поэтому Касе было трудно подстроиться под мой медленный темп. Но у нее это получилось. Например, мне не всегда удается удержать равновесие, иногда я начинаю заваливаться набок. Тогда Кася тянет поводок в другую сторону, благодаря чему я могу устоять на ногах. А если падал, то прогибала спину, чтобы я мог на нее опереться и подняться.
— Теперь мы тренируем не только Касю, но и еще двух собак этой же породы, которые недавно появились в нашей семье: восьмимесячного Ричарда и четырехмесячную Айрис, — продолжает Роман. — Они уже умеют выполнять команды, слушаются нас. Но собаками-поводырями их еще рано называть. За несколько дней до того как Ричард попал в нашу семью, заводчице Юлии Рындовской, у которой мы его взяли, священник сказал: «Твоя собака будет исцелять детей с ДЦП». Думаю, это знак.
Эти собаки обладают особыми качествами. Кася не просто научила меня ходить. Она заставила меня поверить в себя, пробудила интерес к жизни. Например, раньше я стеснялся гулять на улице, у меня не было особого желания учиться. Сейчас все изменилось. Когда мы всем семейством выходим на прогулку, все прохожие нам улыбаются. Это так приятно. Собаки вызывают у людей только положительные эмоции.
— Тебе не тяжело учиться?
— Скорее, интересно. Я очень рад, что выбрал именно медицину. Она дается мне легко. Считаю, что мне очень повезло с преподавателями и одногруппниками. Мама с детства учила меня: всегда найдется то, за что стоит быть благодарным. Стараюсь руководствоваться этим принципом по жизни. После окончания колледжа буду поступать в университет. Хочу стать ветеринаром.
— Я слышала, что ты хочешь создать тренировочную базу по обучению собак-поводырей.
— Да. Это мечта всей нашей семьи. Недавно мы возвращались из колледжа домой, и нам навстречу шла женщина с дочкой, прикованной к инвалидному креслу. У этой девочки был отрешенный, пустой взгляд. Но стоило ей увидеть собак, в глазах загорелся огонек. Девочка даже улыбнулась. Я по себе знаю, что животные могут исцелять, пробуждать новые чувства, заставлять любить. Очень хочется, чтобы шанс полноценно жить появился у каждого. И мы, уже имея некий опыт, готовы помочь таким людям.
— Сейчас кинолог, который тренировал Касю, живет в Германии и не может помочь нам реализовать эту идею, — говорит Наталья. — Поэтому я планирую выучиться на дрессировщика и подойти к вопросу с профессиональной точки зрения. Для этого нам понадобится специальная площадка. Желательно в парке, чтобы ни люди, ни животные не отвлекались на посторонний шум. Там и дети, и взрослые, которые не могут ходить, играли бы с собаками, кормили их. А специально обученные тренеры помогали бы животным приспособиться к каждому человеку. Возможно, тогда счастливых историй будет больше.
Инна Айзенберг, Черкассы — Киев
|